Евангелие на Литургии в неделю 26-ю по Пятидесятнице
От Луки o глава 5 стихи 1-11
25 В то время некий учитель Закона встал и сказал, желая испытать Иисуса: «Учитель, что мне делать, чтобы получить в удел жизнь вечную?»
26 Он же сказал ему: «В Законе что написано? Как ты читаешь?»
27 Тот сказал в ответ: «Возлюби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всей душой твоею, и всей силой твоею, и всем рассуждением твоим; и ближнего твоего, как самого себя».
28 А Иисус сказал ему: «Ответил ты правильно; поступай так, и будешь жить».
29 Но тот, желая оправдать себя, сказал Иисусу: «А кто мне ближний?»
30 На это Иисус ответил: «Шел человек из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам; те раздели его, изранили и ушли, оставив полумертвым.
31 Некий священник случайно спускался той же дорогой, увидел его - и прошел мимо.
32 Также и левит, придя на это место, увидел его - и прошел мимо.
33 А некий самаритянин, шедший тем путем,
34 подошел и, увидев его, от сердца сжалился; наклонясь, он омыл ему раны вином, помазал оливковым маслом, перевязал, а после, погрузив на собственного осла, отвез его в гостиницу и там принял на себя заботы о нем.
35 А на другой день он вынул два динария, вручил хозяину гостиницы и сказал: «Позаботься о нем, а если тебе доведется потратить больше, на обратном пути все тебе выплачу».
36 Кто же из этих трех, по твоему мнению, оказался ближним для пострадавшего от разбойников?»
37 А тот сказал: «Сотворивший для него дело милосердия». И сказал ему Иисус: «Ступай, и поступай так же».
Перевод Сергея Аверинцева
Искушение без умысла
Некий человек подошел к Спасителю и задал Ему вопрос. Евангелист Лука указывает, что этот человек был законником - знатоком Закона Моисеева и многочисленных ветхозаветных предписаний. Вопрос преследовал единственную цель. Законник спрашивает Иисуса, «искушая Его».
Обычно, когда в Евангелии говорится о вопросах, которые имели своей целью «искушать Христа», в первую очередь имеются в виду те, которыми недоброжелатели пытались поставить Спасителя в затруднительное положение. Например - как поступать с женщиной, взятой в прелюбодеянии (Ин. 8, 1-11), или можно ли платить подать кесарю (Мф. 22, 15-22)?
Но в данном эпизоде не сразу становится понятным, в чем именно состояло «искушение», поскольку вопрос не выглядит коварным и не содержит в себе двусмысленности или подвоха. Скорее всего, в данном контексте «искушать» - значит испытать глубину знаний Христа в области ветхозаветного законодательства. Так было и с другим законником, который тоже искушал Христа без дурного умысла, за что и получил от Него обнадеживающий ответ: «недалеко ты от Царствия Божия» (Мк. 12, 34).
Законник начинает, как и многие вопрошавшие Христа, такими словами: «Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 10, 25). Господь в таких случаях всегда отсылал к букве Закона: «В Законе что написано? Как читаешь?» (Лк. 10, 26). Законник в ответ не стал перечислять многочисленные предписания, а сразу обратился к сути ветхозаветного Закона, который изложен в книгах Левит и Второзаконие: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».
Значит, законник, как, наверное, и многие в Израиле, понимал, что это - самое важное. А те, кто понимали, что заповедь о любви самая главная, но не любили ни Бога, ни ближнего, устремляли все свои усилия на соблюдения внешних и далеко не первостепенных предписаний Закона.
Законник оказался в довольно стесненном положении. Получилось, он знает, что нужно делать, чтобы наследовать жизнь вечную, и - непонятно зачем - спрашивает. Чтобы с честью выйти из неприятной для себя ситуации или, как говорит евангелист «желая оправдать себя», законник задает следующий вопрос: «А кто мой ближний?». Проблем с ответом на такой вопрос обычно не возникает. Человеческое сознание всегда было склонно делить людей на своих и чужих, на друзей и врагов, близких и дальних. Близость людей древнего мира определялась единством крови и единством веры. Иисус Христос на это отвечает притчей о милосердном самарянине.
Трагедия самарян
Сказанное явилось вызовом, поскольку в качестве примера для подражания Христос предлагает иудеюзаконнику самарянина: «Иди, и ты поступай так же». Самарянина, который в глазах иудея мог служить только отрицательным примером.
Самаряне - это те же самые евреи. Но в 722 году до Рождества Христова Самария - столица Северного Израильского царства - была завоевана ассирийцами. Часть местного еврейского населения была депортирована, а на их земли переселились язычникиассирийцы, которые стали вступать в брачные союзы с оставшимся местным еврейским населением. Язычники признавали Иегову Богом, но продолжали почитать и своих прежних богов. «Народы сии чтили Господа, но и истуканам своим служили» (4 Цар. 17, 41).
Таким образом, евреисамаряне нарушали чистоту веры и чистоту крови, смешавшись с язычниками. К самарянам иудеи относились хуже, чем к язычникам.
Если просто на язычников благочестивые иудеи смотрели как на врагов, то самаряне в их глазах были предателями. А к предателям отношение было всегда более презрительное, чем к явным противникам. Поэтому даже в быту иудеи и самаряне не общались. Невозможно дать иудею более неподходящий образец для подражания, чем самарянин.
Сближающая сила милосердия
В притче о милосердном самарянине Господь наш Иисус Христос учит, как человеку исполнить наивысшую двуединую заповедь любви к Богу и ближнему. Эту заповедь невозможно исполнить лишь усилием воли. Ибо любовь- это такое чувство, которое не зависит от человеческой воли.
Любовь либо есть, либо ее нет. Но когда человек творит дела милосердия, он делает это не потому, что это надо ему, а потому, что его помощь нужна другому. А когда проблему другого человека воспринимаешь как свою собственную, всей душой сопереживаешь ему, то в сердце твоем зарождается чувство, которое и называется любовью к ближнему. И даже если благодеяние оказано совершенно незнакомому человеку, этим добрым поступком преодолевается стена отчуждения, и чужой таинственным образом входит в нашу жизнь, становится близким.
Таким образом, дела милосердия, с одной стороны, расширяют круг близких нам людей, а с другой - являются доброй почвой для возрастания чувства любви в нашей душе. И на первый взгляд для многих недосягаемая заповедь о любви становится вполне реальной в свете совершаемых нами добрых дел.
Протоиерей Александр Глебов