«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 11, 2007 год

Сограждане святых

Апостол на Литургии в Неделю 24-ю по Пятидесятнице

К Ефесянам o глава 2 стихи 14-22

14 Братия, Христос - наш мир. Он создал из обоих одно и разрушил стену преграды. Этой вражде Он Плотью Своею положил конец, 15 отменил закон заповедей и уставов.
Так, мир установив, Он сотворил в Себе из двух одного, нового человека, 16 и примирил Крестом обоих с Богом в одном Теле, убив в Себе вражду.

17 Придя, Он возвестил мир - вам, дальним,
и мир близким. 18 Теперь через Него мы,
оба народа, в одном Духе имеем доступ к Отцу.

19 Итак, вы больше не чужестранцы и не пришельцы, но сограждане святых и домочадцы Бога.
20 Вы - дом, построенный на основании апостолов и пророков; краеугольный камень - Сам Христос Иисус,

21 в Котором все здание, крепко сложенное, растет, становится святым храмом в Господе;

22 в Котором и вы, в это здание встроенные, становитесь жилищем Бога в Духе.

Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

Как в древности, так и сейчас мир разделяет множество границ, символизирующих собою вражду и отчуждение. Циничное изречение античного писателя гласило: Homo homini lupus est (человек человеку волк). Наука XIX века утверждала, что история человечества движима «борьбой за существование». Один из современных философов произнес известный афоризм: «Другие - это ад». Согрешившему Адаму вход в Едемский сад преграждал пограничник - херувим с пламенным мечом. Наконец, есть одна невидимая, но самая крепкая стена, которая отделяет небо от земли, Бога от людей. Стена эта - смерть. Но в этой стене давно пробита брешь. Более того, в одном из своих песнопений Церковь провозглашает «разрушил Крестом Твоим смерть!»

Прочитанный отрывок из Послания к Ефесянам в торжественной, почти гимнической форме говорит о разрушении всех стен, отделяющих людей друг от друга, ибо разрушена стена, отделяющая людей от их Творца, от Бога. Уже вдохновенные голоса древних пророков предвозвещали конец вражде в лице Посланника Божия, Искупителя, Примирителя и Спасителя. Этим пророческим провозвестием и открывается наше чтение: «Он есть мир наш». Так Апостольское писание называет Иисуса Христа. Он - наша премудрость от Бога (1 Кор. 1, 30), наша надежда (1 Тим. 1, 1), наша жизнь (Кол. 3, 4). Здесь Он назван нашим миром.

Послание к Ефесянам было написано в исторической ситуации, когда все человечество, помимо множества прочих разделений, было принципиально расколото на две части, как бы на две религиозные «расы» людей - на иудеев и язычников. Одни - «народ близкий к Богу» (Пс. 148, 14), другие - «народ дальний» (Ис. 49, 1).До Христа этот барьер между ними был непреодолим, после Христа - разрушен.

Эти два «народа», очень неравные количественно, но еще более неравные в самых существенных вопросах смысла и цели бытия, - эти два народа стали одним народом Божиим, одной человеческой «расой», более того, новым творением, новым человеком во Христе. Те, которые были некогда далекими, стали теперь близкими. Пророк Исаия из туманных далей будущего слышал слово Благовестия: «Мир, мир дальнему и ближнему» (Ис. 57, 19). То было Благовестие, принесенное спустя столетия Иисусом Христом: «Мир вам, дальним, и мир близким» (Еф. 2, 17).

Когда было написано Послание к Ефесянам, материальное воплощение вражды и разделения людей, каменная стена, под страхом смертной казни преграждавшая язычникам вход в Иерусалимский храм, еще стояла. Но духовно она была разрушена Иисусом Христом. Юридическим выражением этой вражды и разделения был Закон Моисея с множеством его предписаний и толкований, еще остававшийся в силе. Но духовно он был отменен Плотью, то есть смертью Иисуса Христа. Ветхий Адам, то есть разделенный в себе и враждующий с Богом человеческий род, еще существовал, как и существует. Но «Господь с неба» (1 Кор. 15, 47) уже явил в Себе нового Адама, в Котором была убита всякая вражда.

Вместо каменного храма построен и растет новый, духовный храм. Каменный храм и стены, его окружающие, можно разрушить и были разрушены. Духовный храм разрушить невозможно, ибо он держится Божественным краеугольным камнем, построен не из безжизненных камней, но из «камней», имеющих жизнь в Боге, жизнь, не знающую тления и смерти. Вместо религии закона, высеченного на каменных скрижалях и требовавшего послушания, пришла религия любви, вписанной Божественным Духом в человеческие сердца. Закон нужен там, где есть вражда. Там, где царит мир, закон не нужен, отменен. Любовь, данную свыше вместо закона, отменить невозможно.

Удивительны и глубоки эти и другие образы нашего отрывка, как то - гражданство в Царстве Божием, принадлежность к семье Бога, в которой люди имеют доступ к Отцу и становятся братьями и сестрами друг другу. Возвышенные слова послания непосредственно были обращены к христианам из язычников, жившим в те давние времена. Вопросы, затронутые в послании, были чрезвычайно актуальны в ранней Церкви. Но… не для нас ли все это было написано (1 Кор. 9, 10)? Конечно, и для нас.

Обращаясь от прекрасного идеала, изображенного апостолом Павлом в Послании к Ефесянам, к нашей реальной жизни в Церкви, разве мы не видим иную, далекую от этого благостного идеала картину? Не говоря уже об обществе в целом, в котором как царили прежде, так и ныне царят вражда, подозрительность и непримиримость, в самой Церкви Христовой мы наблюдаем личную вражду, разобщенность, разделения, а иногда и всякого рода нетерпимость, усиленную предрассудками, политическими пристрастиями, самомнением и духом непрощения. Где братство? Где духовная семья, в которой царит любовь? Где гармоничное соединение «живых камней» храма Божия? Не уподобились ли мы ветхим строителям каменных стен, законнических оград и перегородок?

Мы сознательно возводим все новые и новые барьеры или смиряемся с уже существующими, в своем безумии противясь объединяющей силе Христа и изгоняя Духа из жилища Божия. Призванные нести людям Благую весть о мире, мы часто являем им неприглядную, а иногда и отталкивающую картину соблазна. Оттого и необходимо нам вслушиваться в слова Послания: для нас они написаны, к нашей совести взывают и нас призывают к покаянию.

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)