В момент, когда Дары поставляются на Престол, алтарь зримым образом становится местом незримого присутствия Христа: одновременно являющегося Первосвященником и Жертвой, «Приносящим и Приносимым», как об этом выразительно сказано в тайной молитве священника. В традиции великих религий мира Престол - это священный стол для принесения жертвоприношения. И сегодня мы можем видеть, как сопровождающие священника служители во время Великого входа несут зажженные свечи. Это не для того, чтобы осветить храм, но потому, что живое пламя с древнейших времен символизирует воскресшего Христа, Свет миру.
В завершение Великого входа Царские врата затворяют, закрывается завеса, и диакон читает просительную ектению о принесенных Дарах, чтобы Господь принял и освятил их благодатию Святого Духа.
Одновременно мы просим у Бога провести предстоящий день свято, мирно и без греха, ниспослать нам Ангелахранителя, верно наставляющего на путь истины, охраняющего от всякого зла наши тела и души. Мы просим о прощении наших грехов, о даровании всего доброго и полезного для души, о мире всего мира, о достойной кончине и безбоязненном предстоянии на Страшном суде.
Евхаристическое богослужение каждой приходской общины - это составная часть единого вселенского действа всей Церкви: и земной, и небесной. Господь созывает всех, кто верует в Него, стать Церковью через участие в совершении Божественной литургии.
Для достойного участия в евхаристическом Таинстве христианам необходимы взаимная любовь, мир и объединяющая всех истинная вера. Вот почему диакон прежде призывает всех соединить свои сердца в любви и единодушном исповедании: «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы», на что хор отвечает: «Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную».
Когда в алтаре сослужат несколько священников, после этих слов совершается лобзание мира. Священники по очереди целуют священные сосуды, Престол и приветствуют друг друга словами: «Христос посреде нас», - «И есть, и будет».
В древности это лобзание мира совершалось не только среди клириков, но и среди мирян, что служило зримым выражением примирения, единства и согласия всех христиан, готовящихся вместе предстать пред Богом с Жертвой благодарения. Таинство Евхаристии может совершаться только едиными устами и единым сердцем, в единой вере, в общности понимания главных реалий веры и спасения. Поэтому за лобзанием мира совершенно логично всем вместе и во всеуслышание исповедать свою веру.
Следующий возглас «Двери, двери!» в древности был обращен к привратникам, которые должны были внимательно следить за тем, чтобы в этот момент в храм не входил никто из непосвященных или инакомыслящих. Теперь эти слова можно воспринимать как символический призыв к собравшимся затворить двери своей души для посторонних мыслей, которые могут помешать соединению со Христом. Слова «Премудростию вонмем» призывают нас быть внимательными к словам исповедания веры.
Впервые Символ веры произносится над каждым из нас перед принятием крещения как выражение нашей твердой воли соединиться со Христом.
Вот как это происходило в древней Церкви. Священник спрашивал оглашенного: «Веруешь ли ты в Бога, Отца Всемогущего, Творца неба и земли?» «Верую», - отвечал тот.
И священник погружал его первый раз в крещальные воды. Затем он спрашивал: «Веруешь ли ты в Иисуса Христа, Единородного Сына, Господа нашего, рожденного от Девы Марии, страдавшего и погребенного, воскресшего из мертвых и восседающего одесную Отца?» «Верую», - отвечал крещаемый, и священник погружал его в воду второй раз.
Наконец он спрашивал: «Веруешь ли ты в Святого Духа, святую Соборную Церковь, прощение грехов, воскресение плоти и жизнь вечную?» «Верую», - отвечал крещаемый перед погружением в третий раз.
Перед совершением главного действа Божественной литургии общее исповедание одновременно служит подтверждением той веры, которая объединяет всех нас, и воспоминанием о таинстве крещения, в котором верующий однажды и навсегда соединяется со Христом и всей Церковью.
Итак, совершаемая Евхаристия также является и таинством единения. Мы говорим: «Верую». То есть - «я верую». Но что означает это «я»? Прежде всего, лично меня. Даже если меня посещают некоторые сомнения, даже если мне не все ясно в учении Церкви, я произношу слово «верую», выражая свое доверие и твердую волю присоединиться к вере всей Церкви, большей, чем моя личная вера.
Более того, в этот момент моими устами вся Церковь во всеуслышание произносит: «Верую». Наконец, эти слова служат знаком надежды на воссоединение перед Престолом Божиим всех христиан, живых и усопших, которые в крещении приняли эту же веру.
Затем возгласом «Станем (будем стоять) добре, станем со страхом, вонмем, святое возношение в мире приносити» возвещается, что наступает самый важный момент богослужения, момент принесения евхаристической жертвы. По-гречески эта часть Божественной литургии называется словом анафора, что означает «возношение». Подготовительная часть Литургии верных завершилась.
Текст: иерей Димитрий Сизоненко
Фото: иерей Константин Пархоменко