«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 11, 2007 год

Икона смутного времени

Казанская икона Божией Матери, начало XIX в.

«Осенняя Казанская» - так зовется в народе день 4 ноября (22 октября по старому стилю). С самого начала, задолго до объявления его государственным праздником, он был для россиян не только церковным, но и общенациональным торжеством. Да и сама Казанская икона - один из самых почитаемых на Руси Богородичных образов.

Ее обретение и прославление связано с Казанью, чем и объясняется название. По преданию, в 1579 году в этом городе, незадолго до того ставшем христианским, Дева Мария явилась во сне девятилетней девочке Матроне и велела вырыть из земли Ее икону. Вскоре из-под пепелища сгоревшего дома извлекли чудесный образ Пречистой Девы. Написанная на доске из кипариса, икона представляет поясное изображение Богоматери с Младенцем, восседающим на Ее левой руке. Событие обретения описал настоятель казанской Никольской церкви Гермоген, впоследствии патриарх Московский и всея Руси, а на месте явления иконы по велению царя основали Казанский женский монастырь. В 1595 году был установлен праздник ее явления («Летняя Казанская», 8/21 июля).

Второе прославление иконы связано с трагическими событиями Смутного времени. В 1605 г. умирает Борис Годунов; московские воеводы убивают его сына Федора, и в столицу входит Лжедмитрий I. Через год он убит. Царем избран Василий Шуйский, но смута продолжается. В 1608 году появляется Лжедмитрий II; войска Шуйского разбиты. Начинается прямая интервенция: в 1609 году польские оккупанты осаждают Смоленск, Троице-Сергиев монастырь (будущую Лавру) под Москвой и вскоре входят в столицу. По разоренному царству бродят разбойники и мародеры. В 1610 году Шуйский свергнут, бояре избирают польского королевича Владислава. Православная Русь на краю гибели. Казалось, все кончено. Но государство было спасено Церковью.

Троице-Сергиев монастырь не был взят, и позднее его келарь Авраамий Палицын высказал свой взгляд на причины смуты: они кроются в грехах русских людей. Главный же грех - это «всего мира безумное молчание»: подавление общественной инициативы, обернувшееся губительным для страны социальным эгоизмом. В решающий момент, оставшись без законного царя, «безумно молчащее» общество распалось на противоборствующие группы, руководимые корыстными интересами. В итоге безначальная Русская земля «побрела розно». В этом и заключалась суть наказания Божия: «И сего ради попусти ны в самовластии быти». Поэтому Церковь прежде всего зовет к покаянию.

В 1610 году находящийся под стражей патриарх Гермоген призывает всех подняться на защиту веры и Отечества. Он сумел тайно отправить в Нижний Новгород воззвание: «Пишите в Казань митрополиту Ефрему, пусть пошлет в полки к боярам и к казацкому войску учительную грамоту, чтобы они крепко стояли за веру, унимали грабеж, сохраняли братство и, как обещались положить души свои за Дом Пречистой и за чудотворцев, и за веру, так бы и совершили. Да и во все города пишите <…> везде говорите моим именем».

Нижегородцы откликнулись на призыв Первосвятителя. Собранное Кузьмой Мининым ополчение возглавил князь Димитрий Пожарский. Присоединившиеся к нему казанские дружины принесли с собой список с Казанской иконы и передали князю Димитрию с верой, что Пресвятая Богородица возьмет ополчение под Свое покровительство. Перед Ее образом совершались молебны. Наши предки стали готовиться к битве постом, молитвой и покаянием. После этого воинство двинулось на штурм оккупированной Москвы.

В ночь на 22 октября 1612 года томившемуся в плену архиепископу Арсению Элассонскому явился преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Арсений, наши молитвы услышаны; заутро Москва будет в руках осаждающих, и Россия спасена». Это радостное известие разлетелось по войскам, и русские воины в этот же день штурмом взяли Китай-город, а через четыре дня польский гарнизон в Кремле капитулировал. Смута была преодолена. В 1613 году был избран законный царь Михаил Романов, и Россия стала возрождаться.

Позднее именно 22 октября стали совершать особое празднование Казанской иконы Божией Матери. Сначала это был московский праздник, а с 1649 года он стал всероссийским.

Но где же тот первый чудесно явленный образ? Известно, что его наиболее почитаемые списки издавна хранились в Казанских соборах Москвы и Петербурга. При этом о каждом из них существовало предание, что именно эта икона была обретена в Казани. Появление Казанской иконы в нашем городе приурочено к учреждению новой столицы. Вероятно, ее привезла в 1710 году из Москвы царица Параскева Феодоровна.

Еще один чудотворный список иконы пребывал в Успенском соборе Казанского женского монастыря, но 29 июня 1904 года был похищен и бесследно исчез. Тщательные розыски результатов не дали. Знаменательно, что это произошло незадолго до новой - самой кровавой и продолжительной - смуты в нашем Отечестве.

В конце XX столетия много писали о недавно возвращенной в Москву из Ватикана иконе. Надеялись, что нашлась та самая, чудесно явленная в Казани. Однако еще до ее возвращения установили, что это довольно поздний список, не ранее XVIII века. Другие сохранившиеся - московский и петербургский - списки иконы датируются примерно тем же временем. Таким образом, ни «оригинал» и ни один из древнейших списков конца XVI столетия нам пока вновь не явлен.

Возможно, это произойдет с окончательным прекращением смуты в нашем многострадальном Отчестве и день празднования Казанской иконы действительно станет днем народного единства и примирения? Будем молиться, трудиться и ждать.

Текст: Юрий Рубан, к. и. н., кандидат богословия
Фото: Казанская икона Божией Матери, начало XIX в.
Каталог "The Temple Gallery. Christmas 2006". London, 2006.