«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 10, 2007 год

Паломничество в водские края

Паломничество в водские края

Чтобы отправиться в увлекательное путешествие, совсем не обязательно лететь самолетом в дальние страны. И поблизости, даже в Ленинградской области, есть множество интересных мест. Наш корреспондент Сергей Наконечный приглашает поехать на этнографическую экскурсию на автомобиле, совместив ее с паломничеством к святому источнику.

Сергей Наконечный
обозреватель

Водь

Если ехать из Санкт-Петербурга по Таллиннскому шоссе в сторону Ивангорода, то, не доезжая около 20 километров до Ямбурга (Кингисеппа), будет поворот направо к деревне Котлы. Место это весьма примечательное и стоит того, чтобы его посетить. Деревня Котлы с окружающими ее поселениями - второе из двух последних мест компактного проживания води. Первым является деревня Лужица на южном берегу Лужской губы. Там до сих пор проживают около 70 последних представителей этого древнего народа. Водь (вадьялайн) - древнейшее население обширной территории Северо-Западной Восточно-Европейской равнины (от южного берега Финского залива на севере до верховьев рек Луга и Плюсса на юге и от реки Нарва на западе до реки Нева на востоке). В русских летописях эти территории называются Водской землей, отсюда, собственно, и происходит название Водская пятина (одна из административных единиц Новгородской Республики). В первом тысячелетии нашей эры водь отделились от родственных им северо-восточных эстонских племен и сформировались как самостоятельный этнос с особым языком. Однако численность этого народа, в силу различных причин, постепенно сокращалась. И если в середине XIX века их было около 5000 человек, то в 1926 году - лишь около 500. А на сегодняшний день по всей России их насчитывается менее 100 человек. Однако Котлы и их окрестности интересны не только как древние водские поселения.

Котлы и Никольская церковь

«Котлы» - это ямы, в которых в древние времена варили смолу. Отсюда и происходит название деревни. Дело в том, что в ее окрестностях находились богатые месторождения «болотной руды» (бурого железняка) и большинство местных жителей, начиная еще с XV века, занималось железорудным промыслом и выгонкой смолы. Тогда же Котлы стали центром Котельской волости. Начиная с 1730 года в Котлах располагалась усадьба Альбрехтов, которая неоднократно перестраивалась. Разваливающееся здание с несколькими служебными постройками и жалкими остатками некогда прекрасного парка, которое можно увидеть сегодня в Котлах, относится к 1820 году. Эту каменную двухэтажную усадьбу с бельведером построил для Альбрехтов известный архитектор А. И. Мельников (он же построил, к примеру, Никольскую единоверческую церковь в Петербурге). (Об усадьбе Альбрехтов см. также материал в рубрике «Утраченная губерния» на стр. 64 - Прим. ред.).

В 1870 году местные крестьяне обратились в Духовную Консисторию с прошением о строительстве новой православной церкви, так как старая деревянная обветшала. Нужно сказать, что православие распространилось в этих краях еще в XII веке, о чем свидетельствуют сохранившиеся захоронения с каменными крестами того времени. Один из таких крестов (с могилы раба Божия Тарасия из деревни Войносолово, что по соседству с Котлами) стоит у Екатерининского собора в Ямбурге. По данным переписи 1500 года в Водской пятине упоминается Николо-Толдожский погост и говорится: «Село Котел богатое, с вновь построенной Никольской церковью». Так вот, на месте этой старой церкви по проекту архитектора Н. Н. Никонова была построена, на деньги местных крестьян и владельцев усадьбы Альбрехтов, Никольская каменная однокупольная с колокольней церковь в русско-византийском стиле. По завершении строительства храм был освящен отцом Иоанном Кронштадтским. Современники описывали этот храм так: «Церковь на ровном месте, на помещичьей земле. Место церкви в окружности два аршина. С лицевой стороны каменная ограда, с прочих березы. Против церкви помещичий сад, огороженный каменной оградой и примыкающий к дому помещика. К юго-западу от церкви катакомбы-погреб, склеп для помещения лютеран Альбрехтов, за катакомбой лютеранская кирха с кладбищем».

В 1937 году храм был закрыт. С 1941 по 1942 год на территории села Котлы немцами был организован концлагерь, а в помещениях Никольской церкви и близлежащих постройках содержались советские военнопленные. Осенью 1942 года, во время германской оккупации, храм был отдан верующим, но из-за отсутствия священника службы мирским чином совершала монахиня, прибывшая с военнопленными. В декабре 1959 года советские власти храм вновь закрыли, а с 1960 по 1991 год разместили в нем сельский клуб. В 1991 году церковь Свт. Николая Чудотворца была отдана верующим и отреставрирована. В храме есть ковчежец с частицей мощей Свт. Николая Чудотворца - такой же, как в Никольском мужском монастыре в Старой Ладоге.

У алтаря храма похоронена местная подвижница благочестия праведная Екатерина Жарова. В 14 лет она была отдана родителями в небольшой монастырь около Копорья, где пребывала 39 лет - до его закрытия в 1917 году, после чего совершила пешком паломничество в Иерусалим и к другим святыням. Екатерина сподобилась от Бога дара прозорливости. Так, во время Великой Отечественной войны она говорила, что победа над Германией совершится тогда, когда Пасха совпадет с днем св. Георгия Победоносца, что и случилось 9 мая 1945 года. Она завещала похоронить себя около церкви в Котлах, и это было исполнено. До сих пор к ней приезжают из разных мест люди - помолиться и поухаживать за могилкой.

Святой источник в Пиллово

В нескольких километрах от Котлов расположена другая водская деревня - Пиллово. Она знаменита тем, что здесь находится почитаемый источник. Рядом с источником - небольшой каменьвалун, на котором, как говорят, отпечатались следы стоп Божией Матери. «Следов» этих на камне три, и все они разного размера, однако местная благочестивая легенда рассказывает, что именно здесь, более 300 лет назад, Богоматерь явилась двум младенцам 5 и 6 лет. В честь этого события на этом месте впоследствии была установлена каменная часовня. Каждый год из храма в селе Котлы через Пумолицы, Рапполово и Пиллово к часовне шел крестный ход и на источнике совершался молебен с водосвятием. Эту практику пришлось прекратить лишь в страшном 1937 году. Но люди продолжали приходить и приезжать на источник. К сожалению, старинную часовню окончательно разрушили не во время гонений или военных действий, а в мирное, застойное время. В 70-е и 80-е годы XX века современные вандалы украли оставшиеся в часовне утварь и иконы, а саму часовню попросту растащили на стройматериалы. В 2004-2006 годах на источнике в Пиллово силами прихожан храма Свт. Николая Чудотворца в Котлах построена новая деревянная часовня и купальня.

Чтобы попасть на источник, нужно въехать в деревню Пиллово и за первыми домами (там, где начинается поле) повернуть налево. Здесь заканчивается асфальт, и около 500 метров вдоль русла ручья идет проселочная дорога. Около самого источника есть место для стоянки автомобилей. На небольшом участке находится тот самый валун со следами, информационный стенд, часовня и сруб-купальня. Вода здесь всегда холодная, даже жарким летом. Но особенно много людей приезжает сюда на Крещение.

Поездку в Котлы можно совместить с посещением находящихся неподалеку Копорья, Ямбурга, Ивангорода. Хотелось бы напомнить благочестивым паломникам, что завязывание тряпочек на ветвях есть не что иное, как пережиток языческих верований, воспринятый в свое время атеистическим советским государством и выразившийся в традиции повязывания пионерских галстуков на березках.

В статье использованы материалы сайта храма Свт. Николая в Котлах - www.hramkotly.spb.ru