«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 10, 2007 год

Папины сказки


Что может быть заманчивее для ребенка, чем обещание рассказать сказку? Тем более, если эту сказку сочинил папа. Наш сегодняшний гость - писатель, художник и педагог Алексей Карпов - сочиняет сказки для своих четырех детей уже 15 лет. Множество книг, картины, развивающие игры, педагогические пособия и уникальная система семейного обучения стали плодом такого «сказочного» воспитания. На страницах нашего журнала Алексей будет сам делиться с читателями своим богатым и непростым опытом (см. стр. 46), а здесь мы хотим просто познакомить вас с этим удивительным человеком.

Светлана Звягинцева
корреспондент

- Алексей, как начинался ваш путь в педагогику?

- Сам я, разумеется, учился не дома, а в обычной советской школе. Затем поступил в Политехнический институт и успешно окончил радиофизический факультет. К тому времени я уже был женат. С рождением детей сфера моих исследований переместилась в область, более значимую и важную для меня - в мир детства. Меня захватила идея помочь собственным детям успешно развиваться. Взрослый и детский миры существуют рядом, но как трудно нам понять друг друга! И сколько возможностей взаимной помощи и взаимного обогащения теряется от этого непонимания! Поэтому, читая книги, изучая накопленный педагогический опыт, посещая лекции известных специалистов, таких, как Никитин и другие, я решил посвятить свою деятельность созданию своего рода «мостиков» между двумя мирами. Тем более, что ситуация в моей семье сложилась так, что из-за серьезной болезни жены я должен был воспитывать троих младших детей один, став им и папой, и мамой.

- Идея «проникновения» в детский мир пришла спонтанно или это был долгий путь?

- Трудно выделить какой-то определенный момент. Еще когда родился первый ребенок - дочка - передо мной стали возникать каждодневные задачи по ее воспитанию. Я постепенно втягивался в процесс. Все больше и больше. А когда родился третий ребенок - я уже вынужден был засесть дома и заняться воспитанием вплотную. Тогда я решил, что займусь неким исследованием, стану специалистом в области педагогики, чтобы потом передать свои наблюдения и опыт другим.

- То есть помимо жизненных обстоятельств, вынудивших вас вплотную заняться воспитанием, была и сверхзадача?

- Когда мне было семь лет, я это очень хорошо помню, мне в голову пришла такая мысль: «Надо запомнить, каким я был в детстве, как все воспринимал, чтобы, когда вырасту, я мог понимать детей». Тогда мне казалось, что взрослые меня не понимают. Конечно, потом я забыл об этом и вспомнил, уже когда у меня самого появились дети. Я решил сознательно развивать в себе способность к детскому восприятию и просто много общался с детьми. Как это происходило? Я играл в их игры, читал их книжки, например, они очень любили книжку «Козленок, который умеет считать до десяти». Я читал ее детям сотню раз и в какой-то момент почувствовал, что мне самому становится интересно. Мы все делали вместе: они кидали камешки в лужу и я вместе с ними, они рисовали - и я тоже. Причем, особенно не задумываясь над тем, зачем я это делаю, а пытаясь понять, почему детей привлекает тот или иной процесс. Ведь в Евангелии сказано: «Будьте как дети». Я воспринял это буквально. И, знаете, это очень освежает взгляд на жизнь!

- У вас четверо детей. Четыре разных подхода? Или все же один?

- Принцип, конечно, один. Все началось с того, что, когда моей дочке был годик и она смотрела в окно на машинки, я попытался взглянуть на них ее глазами - какие-то странные штучки, разноцветные, у них что-то вертится. Ну а характеры у всех детей разные, разные нюансы и оттенки, каждый - личность.

- Такое «вживание в образ» принесло свои плоды?

- На определенном этапе мне захотелось поделиться своими открытиями. Но разрабатывать какие-то алгоритмы мне не по душе. И я решил воплотить все, что мне удалось понять, в конкретных предметах - игрушках, развивающих играх, книгах. В принципе, и учиться рисовать я стал только затем, чтобы оформить свои развивающие игры. Даже составил для себя программу обучения. Но избрал не классический путь, а стал учиться у детей. Сначала просто старался сопрягать движения души с движениями карандаша по бумаге. Потом перешел к образам. К примеру, прочли мы с детьми сказку, а потом они просят меня нарисовать к ней картинку. И я рисовал. Как умел. Для них это было очень психологически значимо. Потому что рисунки из книжки они просматривали и забывали про них, а мои рисунки им нравились, потому что я стремился попадать в резонанс с детским восприятием.

- Картинки и картины появились одновременно?

- Нет, картины стали возникать относительно поздно - в 2000 году. Для меня было важно научиться рисовать, как ребенок, но привнести в это взрослое искусство. Все началось с работы над книжкой-раскраской «Солнечные сказки», изданной в 1999 году. Вместе с детьми, день за днем, мы делали ее в течение десяти лет. Я читал детям первоначальный вариант, они что-то предлагали изменить или, наоборот, одобряли, в общем, выступали в роли читателей и критиков одновременно. Иллюстрации я тоже делал сам и давал им раскрашивать. Что-то они раскрашивали охотно, что-то - нет, и по тому, как относились дети к тем или иным рисункам, я решал - оставлять их в книге или переделывать. Именно на этот опыт я и опирался, приступив к созданию картин. Мои работы даже выставлялись несколько раз. И хотя изначально я занялся живописью для реализации педагогических задач, сейчас работа в качестве художника для меня самостоятельно значима, ценна и очень интересна.

- А как возникла идея семейного обучения детей?

- Все началось с того, что мы с женой были крайне не удовлетворены результатами обучения старшей дочери в первом классе. При почти полном отсутствии каких-то новых навыков и знаний к концу учебного года девочка получила нервное переутомление и набралась дурных привычек. Поэтому мы стали учить ее дома сами, оформив семейное обучение.

Поскольку это оказалось гораздо легче, эффективнее и веселее, мы и остальных детей стали учить дома. Первоначально этим занимались я, моя жена и мама, но в 1999 году мама умерла, а жена, вследствие тяжелой болезни, переехала в другой город вместе со старшей дочерью.

Поэтому последние семь лет я организую этот процесс один. Мои старшие сыновья успешно поступили в вузы, дома теперь учится младшая дочь. (Подробнее об этом читайте на стр. 46, в постоянной авторской рубрике Алексея Карпова. - Прим. ред.).


- На протяжении последних 17 лет вы фактически жили в затворе - только общением с детьми, только своей семьей. Где вы черпали силы? Не хотелось все бросить, жить активной социальной жизнью?

- Конечно, было тяжело. Особенно психологически. Скажем так, часто я занимался всем этим на пределе сил. Но я всегда сознавал, что нужен детям. И о том, чтобы бросить их, не было и речи. К тому же я - человек верующий. Все эти годы я молился, чтобы Бог дал мне сил и разумения. Когда понимаешь, что существует Промысл и все неслучайно, делать что бы то ни было легче.

Да и, с другой стороны, я воспринимаю свой дом как лабораторию, в которой я занимаюсь исследованием. А моя социальная активность проявляется через мое творчество как педагога, художника, писателя.

Я по складу - кабинетный исследователь и мне очень интересно общаться с детьми и общения этого вполне хватает.

Вы говорите - «затвор», а я бы сказал по другому - приключение.

- Если подвести, пусть промежуточный, но все же итог вашей работы, ваших наблюдений за эти годы - чего удалось достичь?

- В 1990 году я поставил перед собой исследовательские задачи, а год-два назад почувствовал, что фаза исследования завершена. Я постепенно обобщаю накопленный опыт и теперь вижу свою миссию в том, чтобы делиться им с окружающими, прежде всего с родителями и педагогами. Стараюсь выходить на газеты, радио, вот в вашем журнале буду вести рубрику. Сотрудничаю с кафедрой педагогики и психологии семьи

РГПУ им. Герцена - время от времени провожу там семинары и мастер-классы. В двух издательствах - «Речь» и «Сатисъ» - выходят мои книги.

- Есть ли обратная связь? Вы чувствуете, что опыт востребован, или вы одиноки в своих начинаниях?

- Когда я беседую с родителями, я чувствую, что мой опыт востребован чрезвычайно остро. В первую очередь всех интересует семейное обучение. И это естественно. Педагогическая реформа буксует, а всем хочется дать детям хорошее образование. Но мне, если честно, интересно говорить и о более глубоких вещах. Все, что я делаю, вылилось в целую концепцию.

Но я не ищу последователей. Потому что каждый ребенок индивидуален, каждый педагог тоже, ну и, естественно, родители далеко не одинаковые. Поэтому я избрал для себя принцип рассказывать, как делал я. А родители или педагоги пусть делают необходимые поправки, развивают мой опыт, исходя из конкретных условий.Все мои игры, пособия построены так, что они могут приносить пользу в отрыве друг от друга. Получается модульная система.

- Ваши дети выросли. А «выросли» ли с ними вместе ваши работы, сказки, например? Вообще, нуждаются ли в сказках подростки?

- Мой опыт говорит, что ребята в 16-18 лет ничем особенным не отличаются от всех остальных людей. Просто есть специфика интересов, речи и форм общения. Ну, и сказка должна этому соответствовать. Когда мои дети выросли, стали студентами, я начал писать «сказки для взрослых детей», если можно так выразиться. Получается что-то типа «фэнтези» или фантастики.

Если за сюжетом прозревается нечто более глубокое, чем можно выразить словами, то это будет интересно даже в этом скептическом и угловатом возрасте. Для подростков я написал уже 12 книг. И все это - различные «хождения». «Хождение по Руси и около», «Хождение в дальние края», «Хождение под землей», «Хождение по Европе». «Хождение вокруг дома» и так далее. Первые четыре книги есть у меня на сайте (www.papakarp.ru), так же, как и «Солнечные сказки», «Волшебный лягушонок, или Как рисовать вместе с детьми», статьи, развивающие игры, графика.

- Как вы думаете, каждый ли родитель при желании сможет стать сказочником для своего ребенка, научиться вместе с ним рисовать, да и просто познавать мир?

- Конечно! Ведь главный учитель в этом процессе - ребенок - есть у каждого родителя! Главное, чтобы обоим было интересно. Попробуйте, и вы увидите, как будет рад ваш ребенок, когда вы на его глазах из простого человека превратитесь в волшебного Сказочника!

Вживаясь в темы, дарованные этим миром, пропитываясь настроениями, формами речи, оттенками смыслов, мы учимся тоньше и правильнее ощущать все, с чем соприкасаемся, что внутри нас. Мы лучше чувствуем, что свет - это не только то, что вокруг, не только то, что от Солнца.

Мы учимся прозревать свет внутри самих себя, внутри тех, кто рядом, и во всем существующем.

А еще - мне очень хочется верить, что когда-нибудь взрослые и дети научатся гораздо лучше понимать друг друга!