«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 10, 2007 год

Церковный протокол не терпит суеты

И.Н.Судоса

Что, где, когда? В Санкт-Петербургской епархии лучше всех ответы на эти вопросы знает Иван Судоса. И если кто-то считает, что роль мирян в Церкви сегодня невелика, то Иван Николаевич своей деятельностью совершенно опровергает это мнение. О своей необычной службе и о себе самом корреспонденту «ВЖ» рассказывает председатель Петербургского филиала ОВЦС и Протокольного отдела епархии.

Анастасия Коскелло
редактор новостной службы «Вода Живая»

- Иван Николаевич, как давно вы в Церкви?

- С самого детства. Я родился на Украине, в селе Красные Партизаны Черниговской области, что в 120 км от Киева. У нас была настоящая патриархальная православная семья, мы были прихожанами небольшой сельской церкви. Все мое детство и юность были связаны с Киево-Печерской Лаврой - помню, как меня совсем еще маленьким родители привозили туда. Там была очень хорошая традиция (наверное, она и сейчас сохранилась) - всех паломников кормили обедом. И я запомнил одно правило: нужно не только весь обед съедать, но и вытирать хлебом дочиста свою тарелку. Ну и, конечно, прекрасные монастырские храмы и службы. Особенно посещение Ближних и Дальних пещер. Маленьким я очень боялся там ходить.

- А в детстве вы чувствовали, что вы и ваша семья - не совсем такие, как большинство советских людей?

- Чувствовали - мягко сказано. Я родился в 1951 году, в школу пошел в 1958м, - это был самый разгар антирелигиозной борьбы у нас в стране. И, конечно, я испытал на себе все тяготы советской школы. Наш директор был председателем общества «Знание». Это общество ратовало, скорее, не за, а против всякого знания. Узнав, что я верующий и хожу в школу с крестом, директор начал со мной настоящую «перевоспитательную» работу. А мне ведь и дед, и отец, и духовник - отец Алексий Покиньборода, настоятель храма в Нежине, - с детства внушили, что с крестом расставаться никогда нельзя. Тогда цепочек не было, но отец сплел мне очень прочную веревку, на которой я крестик и носил. И вот, никогда не забуду, во втором классе директор в своем кабинете ухватил меня за шею и стал срывать этот крест, но никак не мог сорвать, потому что веревка была очень крепкая. И вдруг откуда-то взявшимся куском стекла он ее разрезал. А крестик, как я потом узнал, выбросил в туалет…

Конечно, для меня, восьмилетнего ребенка, это был шок. Но дома меня успокоили, отец сплел новую веревочку и надел на меня новый крест - который я, кстати, не снимал никогда, даже в армии. В целом, этот случай только утвердил меня в вере. И с тех пор я усвоил, что враги Христа были, есть и будут.

- С теми людьми, которые вас преследовали в детстве, вам после видеться приходилось?

- Конечно. Причем многие мои бывшие учителя говорили мне потом: «Ваня, как мы были не правы, как заблуждались…» Многие после перестройки ушли из партии, стали ходить в храм…

- Но как вы относитесь к такому притоку в Церковь вчерашних комсомольцев и партийных деятелей?

- Конечно, прекрасно, когда люди приходят в Церковь. И надо верить в искренность их решения. Но страшно, когда они сохраняют при этом свою советскую психологию. Раньше ходили с плакатами на демонстрации, а теперь подавай им крестные ходы с иконами - тоже для демонстрации чего-то или протеста против чего-то. А самое ужасное, что они хотят, чтобы в Церкви все думали так же, как они. Как будто не понимают, что Церковь и до них жила, что у нее многовековая традиция… В итоге они пытаются втянуть Церковь в разные политические игры, что ей совершенно не нужно.

- Вы сильный человек, как вы сами думаете?

- Да, пожалуй. Я по натуре боец. Кстати, из своего села - а там около 5 тысяч жителей - я первым поступил в семинарию. В те годы это было совсем не просто. За мной пошли мои братья, они оба сейчас священники. Братья говорят, что я был для них «путеводной звездой», проторил им дорогу…

Мой жизненный путь - типичный для 60-х - 70-х годов. Я был из семьи крестьян-единоличников, из тех, кто в 20-е годы отказался идти в колхоз. От ссылки моего деда и отца спасло только то, что они были бедняки: пара коров да лошадь, и все. Но все равно для советской власти мы были «контрой». Поэтому дорога в семинарию мне была изначально закрыта - ведь все списки поступающих сверялись тогда с уполномоченным по делам религии (в Ленинграде этот пост в то время занимал небезызвестный Жаринов). И если б не тогдашний инспектор семинарии отец Владимир Сорокин, то я бы в семинарию не поступил. Именно он отстоял меня перед этим уполномоченным. Он сам - с Украины, и знал прекрасно, кто такие единоличники. Он как-то смог убедить, что никакая я не «контра», а нормальный сельский парень, и буду хорошо учиться. И я бесконечно благодарен ему за это.

Духовенство на Пискаревском кладбище

- Вы хотели стать священником, когда шли в семинарию?

- Да, конечно, хотел. Но жизнь сложилась иначе. Что ж, кто-то должен молиться, а кто-то - работать чиновником… Уже заканчивая академию, я понял, что буду служить в ОВЦС. Моими учителями были отец Борис Глебов (он при митрополите Никодиме был секретарем Епархии) и отец Виктор Голубев. Они тогда курировали внешнюю деятельность Епархии. Я им помогал, будучи студентом, - то делегатов встретить, то где-то подежурить, да и просто чемодан дотащить. В общем, был «на подхвате». Тогдашний ректор академии архиепископ Кирилл (Гундяев) направил меня в аспирантуру при Московской Духовной академии, и параллельно я работал референтом ОВЦС в Москве. В результате я часто стал бывать на разных международных конференциях, так и вошел в эту сферу.

- Какой была жизнь Ленинградских Духовных школ 70-х годов, чем отличалась от нынешней?

- Во-первых, все до поступления проходили через похожие трудности, и это сплачивало. Потом, нас тогда училось меньше: 150 человек (а сегодня - 600), и от этого мы были как-то ближе друг к другу. И еще интересная особенность: у нас был большой разброс в возрасте. Кому-то - по 18-19 лет, кто-то, как и я, - после армии, а кто-то и совсем взрослый. Например, Степану Дмитриевичу Гришину (сейчас он - архимандрит Поликарп), который тоже поступал с нами, было уже 43 года. Причем это был солидный, состоявшийся человек, он до семинарии работал врачом, заведующим хирургическим отделением Рязанской городской больницы. Или отец Борис Безменов, который сейчас у нас преподает в академии, - ему 37 лет тогда было. Конечно, если б не митрополит Никодим, таким людям в семинарию было бы не поступить: он через Москву, через Совет по делам религий «пробивал» каждого кандидата… У нас было много преподавателей «старой школы» - например, знаменитый литургист Николай Дмитриевич Успенский. Были люди, пострадавшие от режима: отец Ливерий Воронов, который нам читал догматику, и отец Михаил Сперанский, преподаватель Нового Завета, - они по десять с лишним лет отсидели. Конечно, оттого что такие люди у нас учились и такие преподаватели учили, был особый «дух» у тогдашней семинарии. С одной стороны, свобода была, а с другой - ответственность. И мы очень тепло относились друг к другу, со многими до сих пор дружим, съезжаемся на юбилеи, в каком бы городе ни находились.

- Насколько свободными вы себя тогда ощущали? Могли ли, например, ваши преподаватели на занятиях критиковать советскую власть?

- Конечно, открытая критика советской власти была исключена. И бывали случаи, когда с кем-то «разбирались». Например, я жил в одной комнате с голландцем Ван дер Фортом - сейчас это отец Феодор Ван дер Форт, до недавнего времени он работал в организации «Церкви в беде», возглавляя Русский отдел. И вот я возвращаюсь как-то в общежитие из командировки (я ездил в Москву за духовной литературой для Епархии), а мне говорят: «Ты знаешь, что Ван дер Форт - шпион?». Оказывается, что он просто возил из-за границы православные книги для России, и кто-то ему подсунул антисоветские издания. Его «засекли», когда он кому-то эти книги передавал, и в 24 часа выслали… В «Огоньке» тогда вышла статья «Вторая ипостась Ван дер Форта». Там, конечно, была половина вранья. Я уверен, что он был искренним и порядочным человеком, просто по ошибке влез в политику и неправильно понимал, как можно было тогда помочь Русской Церкви.

- А вообще семинаристы тогда не участвовали в диссидентской деятельности?

- В основном, нет. Мы уже тогда понимали: чтобы действительно помочь России, - надо действовать иначе. Наша задача - стабилизация общества, а не его «расшатывание». А те, кого называют диссидентами, реально никакой пользы России не приносили. Это были единицы, и большинство из них шло по этому пути из-за каких-то личных обид на власть. А многие вообще работали на иностранные спецслужбы…

- Но ведь вы ненавидели советскую власть?

- Не совсем так. Мы ненавидели атеизм. Но воспитание было у нас уже во многом советское, и советский народ нам был родной.

- Сегодня в Санкт-Петербургской епархии вы возглавляете Протокольный отдел. Что значит в Церкви протокол?

- Протокол для Церкви - это все. Ведь даже наше богослужение в каком-то смысле основывается на «протоколе»: все должно быть четко, последовательно, каждый знает, где стоит, что делает… Но в нашем случае «протокол» - это вся внешняя деятельность Епархии. Различные встречи митрополита со светскими людьми, с прессой, с представителями других Церквей. Например, у нас прекрасные контакты с Православной Церковью Финляндии, с лютеранскими Церквами Финляндии, Германии, с Советом Церквей Сиэтла (США). Все они регулярно присылают к нам делегации. Моя главная задача - обеспечить высокий уровень проведения этих мероприятий.

- Церковный протокол - по сути такой же, как светский, или все-таки отличается от него?

- Церковный протокол в каком-то смысле «мягче». Я бы так сказал: светский протокол состоит только из тела, а церковный - из тела и души. То есть, с одной стороны, каждый точно так же должен знать свое место, четко и вовремя выполнять все, что нужно. А с другой - делать это с любовью, с радостью, для общего дела. Мы не имеем права кричать или паниковать, мы обязаны так хорошо подготовить все мероприятия, чтобы никаких накладок не возникало.

- Какие мероприятия самые сложные?

- Конечно, приезды Святейшего Патриарха. Тут нам приходится работать очень напряженно. Причем надо действовать так, чтобы ни Святейший, ни митрополит не чувствовали этого напряжения. В первую очередь, не надо допускать никакой внешней паники, резких движений. Все должно быть красиво, элегантно, тактично. Церковный протокол, в отличие от светского, требует, чтобы не было суеты. Чтобы Святейший видел, что его тут действительно ждут, а не просто суетятся вокруг. Это самое сложное, меня этому три года учили в аспирантуре… Визиты Святейшего готовятся неделю как минимум, а то и больше. Все зависит от того, как много мест он должен посетить. Ведь в каждом случае нужно определить, кто, когда, в каком порядке в помещение заходит, кто их встречает и прочее.

- Вы лично контролируете все эти вопросы или кому-то поручаете их?

- В основном я все делаю лично. Сотрудники тоже делают большую работу, но на завершающей стадии я все должен проконтролировать. Не потому, что я не доверяю людям. Просто практика показывает, только если шеф протокола знает все, можно избежать проблем. Все-таки я тридцать лет в этой сфере работаю…

- А чего вам сегодня не хватает в работе? Что бы вы сами себе пожелали?

- Знаете, до пятидесяти пяти я как на крыльях летал, не знал, зачем существуют врачи. А после началось: то тут заболит, то там… Так что я бы себе пожелал здоровья. Очень хочется прожить подольше, чтобы увидеть, чем закончится вся эта перестройка в нашей стране, и как у нас дальше будет развиваться Церковь. И, конечно, хотел бы быть полезным Церкви, чтобы моя работа была во славу Божию и на благо и процветание Санкт-Петербургской епархии.


например | проводы Святейшего Патриарха

проводы Святейшего Патриарха

Иван Николаевич Судоса:

«На этой фотографии запечатлены проводы Святейшего Патриарха Алексия II в аэропорту Пулково1, в зоне А (правительственной). Патриарх с борта самолета дает свое последнее первосвятительское благословение всей Санкт-Петербургской епархии.

Внизу стоим мы и поем «Ис полла эти дэспота» - по-гречески это «Многая лета, владыко». Эта песнь всегда исполняется при проводах архиереев.

В первом ряду, согласно церковному протоколу, стоит старшее по чину духовенство.

В центре - правящий архиерей, митрополит Владимир. Справа от него - викарий епархии, архиепископ Тихвинский Константин. Далее - наместник Александро-Невской Лавры архимандрит Назарий, настоятель Никольского Морского собора протоиерей Богдан Сойко и два благочинных - глава Адмиралтейского округа, настоятель Воскресенского храма у Варшавского вокзала архимандрит Сергий (Стуров) и благочинный Гатчинского округа, настоятель Павловского собора протоиерей Владимир Феер. Слева - настоятель Георгиевского храма в Купчино протоиерей Алексий Исаев, начальник Протокольного отдела Иван Судоса (то есть я) и диаконский чин во главе с митрополичьим протодиаконом Андреем Левиным. По правилам он и руководит пением. Вообще порядок расстановки священнослужителей в таких ситуациях соблюдается не так строго, как за богослужением: там все должны стоять строго по чину, а здесь допустимы вариации.

Потому что нельзя зацикливаться на внешней стороне протокола. Лишняя суета не нужна.

Охрана, как видите, практически не видна. Основная часть ее уже в самолете, с Патриархом. Святейшего много лет подряд сопровождают профессионалы из Федеральной службы охраны. Нам их не нужно контролировать, они прекрасно знают свое дело и к церковному протоколу уже привыкли, так что не нарушают его».