Алексей СОКОЛОВ
info@aquaviva.ru
Когда я слышу о том, что в нашей стране 60, а то и 80% людей - православные, я тотчас спрашиваю себя: неужели те, кто так говорят, искренне в это верят?
Один провинциальный отец-благочинный рассказывал мне, как во время выборов местный депутат добился открытия старой сельской церкви. Ее отреставрировали и назначили туда священника. Вот только батюшка служит Литургию в одиночку, ибо с самого начала никто, кроме народного избранника, в храме там не нуждался. Те немногие, кто еще не уехал оттуда в город, знать не хотели ни о каком христианстве. Зато на бумагах вышло красиво.
Болезнь бюрократического лицемерия становится сегодня одной из основных угроз для многих православных общин. Причем заражаются ею не столько духовенство, сколько всевозможные православные активисты и меценаты. А результат мгновенно находит свое отражение на миссионерском поле, где вместо разговора с неверующим, ничего не знающим о Церкви современным человеком, мы ведем себя так, будто живем в стране «развитого христианства».
- Батюшка приходит к нам на предприятие (в школу, военную часть) и беседует о том, как вести себя православным, - рассказывает представитель очередного верующего актива.
- Но ведь у вас, наверное, далеко не все христиане? - аккуратно спрашивают его.
- Да что вы! Мы же русские люди, Православие у нас в душе! Некоторые просто пока не знают об этом!
Да, крещеных у нас действительно много. Большинство из них в начале 90-х крестили из моды их невоцерковленные родители. Эти люди не знают в чем смысл христианской веры, не понимают для чего признавать авторитет духовенства и церковного Предания. Они даже толком ничего не знают о Христе. Но с ними говорят не о Нем. Им указывают, как вести христианскую жизнь, не объясняя, зачем и ради Кого это делать.
Притом никто будто и не слышит радостных атеистических заявлений: «Попы решили, что командуют в этой стране!». Никто и не думает, что это возмущение может аукнуться всем нам. Но дело даже не в этом. Ладно, сели мы на самое почетное место, пересадят нас с позором в дальний угол. Будет больше смирения.
Страшно, что пока мы рассуждаем о поголовной православности, на порогах церквей переминаются в нерешительности обычные люди. Те, кому не хватает сил сделать шаг внутрь, ждут, что из храма выйдут и помогут им. Но мы не делаем этого, мы празднуем несуществующую победу.
А вот это уже - преступно.