«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 10, 2007 год

Ни шагу назад

Василий СЕЛИВЕРСТОВВасилий СЕЛИВЕРСТОВ
vred@aquaviva.ru

В этом месяце исполняется 90 лет со дня Великой Октябрьской социалистической революции, или, как ее все чаще теперь называют, - октябрьского переворота. Почти двадцать лет относительной гласности в нашей стране сделали возможным открытый разговор о причинах и следствиях происходивших тогда событий. Разговор, срывающийся в негодование, иногда переходящий в спор, но всегда неприятный.

Как бы там ни было, сегодня важнее всего избавиться от категоричности в суждениях и стародубовского сожаления о том, что было до того как. Нам свойственно идеализировать прошлое. Свое собственное, своего народа, своей Родины. Это и хорошо, и опасно одновременно. Хорошо, потому что помогает существовать в нищей, изглоданной коррумпированными чиновниками, полупьяной стране. Опасно, потому что сегодня, когда в больших городах, особенно в Москве и Петербурге, жизнь внешне становится благополучнее, когда мы все чаще сдаемся и начинаем верить возрожденной из советского пепла пропагандистской машине, мы все больше рискуем повторить те ошибки, которые 90 лет назад привели к катастрофическим последствиям.

И нам, членам Церкви, надо быть здесь особенно осторожными. Мы спешим назваться христианами, но дела наши свидетельствуют об обратном. Мы крестим без оглашения и не заботимся о дальнейшей судьбе крещаемых. Мы беремся катехизировать детей, родственников, соседей, страну, но продолжаем раздражаться, когда в храм заходит молодая девушка с непокрытой головой. Мы требуем восстановить церкви, но забываем творить милостыню. Мы из года в год в одном храме причащаемся Святых Христовых Таин, но остаемся друг другу чужими людьми. Обвиняем католиков в прозелитизме, когда они приходят в больницы и детские дома, но сами туда не идем. И при всем при этом, мы часто поднимаем на знамена дореволюционное время, стремясь не в будущее, а в прошлое. Не видя тогдашнего кризиса духовного образования, почти поголовной неграмотности населения, практики редкого причащения, аморфности и безынициативности большинства духовенства. Получается, хотим вернуться к проблемам, а не решить их?

Прежде всего, нужно перестать обманывать самих себя. Смириться с тем, что в России больше нет императора, а казачество и фольклорные сарафаны не могут быть восстановлены в том качестве, в каком некогда существовали. Да и нужно ли? Воспитывая из ребенка древнерусского витязя, как объяснить ему, зачем богатырю интернет? Давайте гордиться своей историей, когда это уместно, и, честно признавая промахи, созидать настоящее. Принимая в расчет глобализацию, хайтек и… актуальность Христа, Который «не есть Бог мертвых, но Бог живых» (Мк. 12, 27).