«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 10, 2007 год

Две жизни сына камергера

Патриарх Алексий (Симанский)

В октябре исполняется 130 лет со дня рождения Патриарха Алексия (Симанского). Есть люди, судьбы которых, как бы вместив в себя жизнь своего века, помогают лучше понять эпоху, почувствовать пульс времени.

Именно таким человеком был и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (в миру Сергей Владимирович Симанский).

Родившийся при императоре Александре II, 27 октября 1877 г., он почил в эпоху «развитого социализма», 17 апреля 1970 г., в так называемый «застойный период» советской истории.

Будущий Первосвятитель родился в Москве, там же окончил лицей, университет и Духовную академию. В первопрестольной началась и его иноческая жизнь, но архиерейская судьба оказалась надолго связанной с Санкт-Петербургом и его окрестностями.

В 1913 г., являясь ректором Новгородской семинарии, архимандрит Алексий был поставлен викарием Новгородской епархии с титулом епископа Тихвинского.

В 1916 г. он, викарный епископ своего учителя и духовного наставника архиепископа Арсения (Стадницкого), стал и настоятелем Варлаамиевого Хутынского монастыря. В то время владыка почти безвыездно проживал в Новгородской епархии, фактически управляя ею. В декабре 1916 года он сопровождал императрицу Александру Феодоровну в ее последнее путешествие в Новгород. «Молодой епископ Алексей оказался чрезвычайно изящным (лицеист)», - отметила тогда государыня в письме супругу.

…Все изменилось буквально через несколько месяцев. В новых условиях владыка оказался лицом к лицу с революционной стихией. Ему пришлось не только управлять епархией (вл. Арсений в 1917 г. был исключительно занят общецерковными делами), но и бороться с клеветой в собственный адрес: революция легализовала антиепископские настроения части верующих и белого духовенства.

Не принесли владыке успокоения и последующие годы. Первый арест последовал в январе 1920 г., а в ноябре 1920 г. епископ Алексий был осужден Ревтрибуналом за возбуждение «несознательных элементов к критике и недовольству распоряжением Советской власти». К счастью, он был сразу же амнистирован.

В феврале 1921 г. по делу Новгородского епархиального совета владыка вновь привлекался к суду и опять был освобожден по амнистии. Вполне обыденная ситуация для тех лет.

С февраля 1921 г. он - епископ Ямбургский, первый викарий Петроградской епархии. В то время митрополит Вениамин (Казанский) был арестован якобы за сопротивление мероприятиям Советской власти.

По этой причине в мае 1922 г. епископ Алексий вступил во временное управление Петроградской епархией, стараясь лояльно относиться к правительственной власти и подчиняться ее законам.

Вскоре после вступления в должность владыка был вызван «в некое нецерковное учреждение», где ему предъявили ультиматум: он должен снять наложенное митрополитом Вениамином на церковных «обновленцев» (агентов власти) священников Введенского, Красницкого и Белкова отлучение; в ином случае митрополита расстреляют. Испросив неделю на размышление, епископ провел несколько совещаний в Епархиальном совете, где в конце концов приняли решение, что для спасения жизни митрополита Вениамина стоит пойти на условия властей. Но все оказалось напрасным: митрополита расстреляли.

Узнав об этом, епископ Алексий разрыдался. В июне 1922 г. он сложил с себя обязанности временно управляющего Петроградской епархией. Несмотря на это, в октябре 1922 г. последовал новый арест (по обвинению в контрреволюционной деятельности) и до 1926 г. епископ был отправлен в ссылку в казахский город Каркаралинск.

Последующая его жизнь - это жизнь человека, вынужденного существовать во враждебном окружении, в постоянной готовности к аресту и репрессиям. На его глазах происходило уничтожение старого церковного уклада, всего того, к чему он привык с детства, что ему было дорого и свято…

В апреле 1926 г. владыка вернулся в Ленинград, вскоре был назначен архиепископом Тихвинским (позже - Хутынским), викарием Новгородской епархии; временно управлял Новгородской епархией до 1932 г. (формальным главой оставался митрополит Арсений, не имевший возможности вернуться в Новгород). С мая 1927 г. архиепископ Алексий - член Временного Патриаршего Священного Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском). С мая 1932 г. - митрополит Старорусский, потом - Новгородский. С октября 1933 г. владыка - митрополит Ленинградский. Затем была эпоха Большого террора, повсеместное закрытие храмов, война и блокада, «возрождение» - и новые испытания.

В день кончины Патриарха Сергия (Страгородского), 15 мая 1944 года, митрополит Алексий был назначен Местоблюстителем Патриаршего престола, а 2 февраля 1945 года Поместный собор избрал его Патриархом Московским и Всея Руси.

Мы не вправе судить те годы как годы «конформизма» и «подыгрывания» безбожной власти. В конце концов, дело выбора - бороться или приспосабливаться - не только в личном мужестве, но и в социальной зрелости, умении помогать жить и выживать ближнему.

Это умение, думается, можно признать гражданским подвигом, подвигом веры, а жизнь Патриарха Алексия (Симанского) - примером такого подвига.

Текст: Сергей Фирсов д.и.н; профессор СПбГУ.
На фото: портрет из портретного зала санкт-петербургского епархиального управления