«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 10, 2007 год

Дева днесь предстоит в церкви

Икона Покров Богородицы

Праздник Покрова - один из самых почитаемых на Руси, об этом свидетельствует и количество Покровских храмов, и количество людей с «поповской» фамилией Покровский (до середины XIX веке. отличившиеся выпускники духовных семинарий получали фамилии в честь главных церковных праздников). В то же время не все понимают смысл термина «покров», да и история праздника еще недостаточно изучена. Обратимся же к историческому событию, традиционно лежащему в его основе.

В десятом столетии Византийская империя, теснимая энергичными восточными соседями, вновь оказалась на грани гибели. Константинополь внезапно был осажден «варварами» (в том числе и язычниками-россами), а греческое войско не успело вернуться из дальнего похода. Отчаявшимся людям оставалось надеяться лишь на небесную помощь.

Во Влахернском храме, где хранилась бесценная реликвия - риза Богоматери и часть Ее пояса, - совершалось беспрерывное моление. Однажды ночью стоявшие там Андрей Юродивый и его духовный ученик Епифаний удостоились чудесного видения. Невидимая для остальных, явилась им «величественная Жена, идущая от царских врат со страшною свитою, из которой честный Предтеча и Сын Грома [апостол Иоанн Богослов] поддерживали Ее своими руками… Преклонив колени, Она долго молилась, обливая слезами Свое боговидное и пречистое лицо. <…> По окончании молитвы сняла с Себя наподобие молнии блиставшее покрывало (maphorion), которое носила на пречистой главе Своей, и, держа его с великой торжественностью Своими пречистыми руками, распростерла над всем стоящим народом. Чудесные эти мужи (Андрей и Епифаний) довольное время смотрели на это распростертое над народом покрывало и блиставшую наподобие молнии славу Господню; и доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало. По отшествии же Ее, сделалось и оно невидимо. Но, взяв его с собою, Она оставила благодать бывшим там».

Это было знаком надежды на спасение. Действительно, вскоре устрашенные необъяснимыми небесными знамениями варвары сняли осаду и в страхе бежали. Событие это датируется приблизительно 930 годом.

На Руси исторически конкретный смысл «покрова-защиты» жителей Константинополя неизмеримо расширился и стал восприниматься как Покров Богоматери над Русской землей, местом особого почитания Царицы Небесной.

Сам праздник Покрова появился в нашей стране, вероятно, в XII веке. Вообще, календарная история праздника до сих пор недостаточно исследована, хотя производилось немало работ в этой области. Тем не менее, существующая точка зрения, что это сугубо русский праздник, основанный Андреем Боголюбским и неизвестный иноязычным христианам, - ошибочна.

Интересно вспомнить и об обстоятельствах появления первого и единственно дозволенного церковным уставом акафиста «Взбранной Воеводе…» Этот шедевр церковной поэзии иногда приписывается св. Роману Сладкопевцу, жившему еще в VI веке; поэтому он и изображается на некоторых иконах Покрова. Ученые указывают на почитание в византийской традиции мафориона, головного покрывала Пресвятой Девы, и предполагают, что даже сама дата празднования Покрова была привязана ко дню памяти Романа Сладкопевца, воспевшего Богоматерь. Да и служба на Покров имеет сходство с богослужением на праздник Положения ризы Богородицы во Влахернском храме (2/15 июля) и с текстом акафиста Божией Матери.

Греки и западные христиане тоже прославляют Богородицу как свою Защитницу и Покровительницу вне зависимости от единичного и локального константинопольского события X столетия. Общий для всех христианских народов смысл праздника - милосердная защита Богородицей людей, города, страны - выразилась у нас в символе Покрова, у греков - в символе Скепе (Защита, Прикрытие), у католиков - в символе Pallium'а, т. е. Плаща Богородицы.

У многих возникает вопрос: что же Богоматерь распростерла над народом? На некоторых иконах можно видеть длинную узкую ленту. Неужели это архиерейский омофор? К сожалению, эта грубая ошибка до сих пор тиражируется не только в иконографии праздника, но и в богослужебных текстах (например, «покрый нас Своим омофором»). Божия Матерь - не епископ и тем более не диакон, торжественно носящий на поднятых руках омофор в определенные моменты архиерейской Литургии. В греческом тексте жития стоит слово «мафорион»; это большой женский платок-покрывало, закрывающий голову, плечи и спускающийся вниз.

Простой русский народ, не слишком обременяющий себя знаниями, переосмыслил Покров, ставший календарной вехой, очень прагматично. Это время свадеб, первое зазимье. «Батюшка Покров, покрой мать сыру землю и меня молоду! Бел снег землю прикрывает: не меня ль, молоду, замуж снаряжает? Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня, молоду, женишком!» - припевают истомившиеся красные девицы. Понять их можно и сейчас. Пожелаем же девушкам не отчаиваться и ждать своего достойного суженого. Быть может, он еще появится в «крещенский вечерок»?

Текст: Юрий Рубан, к. и. н., кандидат богословия
Фото: Икона "Покров Богородицы", ок. 1700 г.
Каталог "The Temple Gallery. Christmas 2006". London, 2006.