«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Дыхание души. Детско-юношескому хору при Владимирском соборе Санкт-Петербурга исполнилось 20 лет

RSSRSS
Предыдущее фото Дыхание души. Детско-юношескому хору при Владимирском соборе Санкт-Петербурга исполнилось 20 лет Следующее фото

Лауреату международных конкурсов Детско-юношескому хору преподобного Иоанна Дамаскина при соборе Владимирской иконы Божией Матери исполнилось 20 лет. Все эти годы его создатель и регент Ирина Болдышева средствами церковного искусства вводит детей во храм. Помочь ребенку прикоснуться к внутреннему содержанию и красоте богослужений нелегко. Но когда он начинает реально жить в Церкви, это совершает уже Сам Господь...

«Ты будешь с детьми»

Конец 80-х — начало 90-х, непростое время перемен. Кругом — крушение надежд, растерянные старики, потерянная молодежь. Куда идти? В те годы верующие люди часто ездили к старцам, которых Господь хранил для нашего спасения. Недавняя выпускница петербургской консерватории Ирина Болдышева была среди вопрошавших.Едва успев окунуться в жизнь композитора и музыканта-органиста с зарубежными гастролями, успехом, признанием, она оставила карьеру и искала свой путь веры. Ей хотелось послужить Церкви, но каким образом?

«Ты будешь с детьми. Как хорошо!» — сразу ответил ей архимандрит Иоанн Крестьянкин.

Среди пустых и холодных стен

Ничто не казалось молодому регенту столь важным, как приход детей в Церковь. Еще не были открыты воскресные школы, не был создан ни один церковный детский хор. Настоятели возвращенных храмов приплачивали некрещеным певчим, лишь бы за богослужением не пустовал клирос.

Владимирский собор в Санкт-Петербурге был возвращен Церкви одним из первых, на Пасху 1990 года в нем начались богослужения. Только что рукоположенный священник Николай Беляев пригласил Ирину Валентиновну вести 15-минутные уроки пения на занятиях в открывшейся воскресной школе. Через три месяца хор стал самостоятельным, в нем пело 60 человек. С самого начала регент решила, что денег за обучение в певческой школе брать не будут («должно же быть хоть что-то настоящее бесплатным»).

Летом того же года, в день иконы Божией Матери «Троеручицы», чудно связанной с именем великого гимнотворца, святого Иоанна Дамаскина, хор спел на Валааме свою первую Божественную литургию. Монастырь только-только начинал возрождаться. На братском кладбище детскими руками были разобраны завалы, очищены от мха, грязи, бутылочных осколков и плесени могильные камни...

«Главное, что принесло мне участие в хоре, куда я пришла в 12 лет, это ключ к пониманию красоты и благодати церковной службы. На занятиях параллельно с разучиванием песнопений мы узнавали их символическое значение, духовный смысл. Ирина Валентиновна с такой любовью рассказывала о церковных праздниках, святых местах, праведниках, мучениках, что каждое слово западало в душу. В то время, когда мои одноклассники ходили на ночные дискотеки, хор ехал вечером в Троице-Сергиеву пустынь. После службы возвращались с рассветом сонные, но счастливые. Ярко был виден контраст между жизнью в Церкви и вне ее. Просто я увидела, между чем и чем выбираю», — вспоминает Мария Ершова.

Невозможно перечислить все храмы Северо-Запада, где в пору их возвращения и неустроенности клиросного пения побывал хор. Дети добирались до самых отдаленных уголков, пели среди еще пустых и холодных стен...

Воспойте и радуйтеся

Среди многих детских историй мы выбрали эту, уже закончившуюся — печально и радостно. Ксения Кривова родилась 4 декабря. Введение во храм Пресвятой Богородицы стало двойным праздником в ее семье. В хор пришла в первом наборе, совсем маленькой. Была необыкновенно живой, общительной, любознательной, творчески одаренной, с детства писала стихи, рисовала. Она страдала врожденной болезнью почек, врачи говорили, что больше 18 лет не проживет...

Однажды на концерте в капелле, когда девочки, готовясь выйти на сцену, надевали голубые пелеринки, Ксюше накидки не хватило. Она повязала платочек и такой, чуть отличающейся от других, осталась запечатленной на фотографии...

Светлая душа отошла ко Господу в 23 года в дни Успения Матери Божией. При ее болезни люди умирают в страшных муках. Но девушка переступила порог вечности безболезненно, тихо, мирно, призвав батюшку и причастившись за день до ухода. Священника глубоко впечатлила сила ее исповеди. Он сказал, что спокоен за ее душу. Так у хора появился родной ангел.

По кончине Ксюшеньки было найдено ее стихотворение-молитва «Отец мой небесный, Радость моя...», которое потрясло многих. Оно украсило первый аудиодиск хора «Воспойте и радуйтеся».

Царство Небесное отверсто всем

«Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» (Мк. 10,14). Почему так настойчиво говорит Господь: «пустите», «не препятствуйте», «не мешайте», «не возбраняйте»? Потому что мир взрослых часто заслоняет детям Христа ложными ценностями, уводя их от пути спасения. Мы не осознаем глубокой ответственности за судьбы детей, которых Господь приводит в храм. А иногда препятствуем даже из добрых побуждений. Сами апостолы не пускали младенцев сквозь толпу подойти к Спасителю. Им казалось — так лучше, так будет порядок...

Чем раньше душа прикоснется к красоте и откроется любви Божией, тем живее вера и надежнее путь спасения. У каждого младенца есть врожденное таинственное знание о Боге. Дети познают мир через красоту и, если показать ее даже в сложном явлении, целостно его воспринимают и постигают. Это Ирина Болдышева открыла в первые же годы преподавания. И стала принимать учеников в певческую школу с четырех лет.

Страх «не пустить» детей, пришедших петь Богу, побудил не отказывать даже тем, у кого не было слуха и голоса. И оказалось, что при желании потрудиться Господь дает каждому радостную возможность — звучать. Эти воспитанники довольно чисто пели впоследствии за богослужениями, полюбили Церковь и остались в ней.

Поучительная история произошла с приходом в хор «взрослого ребенка». Он уже закончил вуз, работал инженером, но, услышав ангелоподобное пение у могилы митрополита Иоанна (Снычева), понял: этот хор нужен ему как воздух. «Возьмите меня хоть кем», — попросил молодой человек, и был радушно приглашен на спевку. Прошло время. Как-то в Троице-Сергиевой лавре хористы встретились с архимандритом Наумом. Батюшка подарил каждому душеполезную книгу. Старший из певчих думал, что ему достанется Библия. Но старец, взглянув на него, протянул «Катехизис» святителя Филарета Московского, который изучают на первом курсе семинарии. Было это за полгода до того, как нынешний священник Санкт-Петербургской епархии Вадим Кавалерчик поступи лв духовную школу... Поистине — Царство Небесное отверсто всем.

Петь и молиться — как дышать

Уникальность певческой школы Ирины Болдышевой в правильном, «ненасильственном» извлечении звука. Эта еще дореволюционная школа резонансного пения (без напряжения мышц, на одном дыхании) сегодня почти утрачена. Неповторимость звучания хора обусловлена тем, что все его участники воспитываются в единой певческой манере. Регент является одновременно вокальным педагогом. Древние распевы подразумевают естественное звукоизвлечение, «нематериальность», почти буквальное дыхание души. Вместе с тем они энергичны, трезвенны и мужественны. Главенствует в них не музыка, а слово.

Освоив обиход, хор обратился к исконным певческим традициям. Изучали древнерусский знаменный распев. «В хоре я впервые познакомилась с пением по крюкам — делом непростым, особенно для тех, кто привык петь по нотам. Но приятным душе и радующим слух, потому что знаменные распевы по красоте, богатству звучания и духовной наполненности не сравнятся ни с чем другим», — рассказывает Александра Александрова.

Затем углубились в изучение византийского пения. Древние песнопения монофоничны: поются в один голос. Это символизирует единство веры — по слову Божественной литургии «И даждь нам едиными усты и единым сердцем славити и воспевати пречестное имя Твое». Строй и мелодика древних песнопений таковы, что невозможно не внимать словам. А слова, даже знакомые, открывают все новую глубину и меру смысла, постигаются сердцем. Рождаются благоговейное внимание, страх Божий, радость трепетного Ему предстояния...

Древние византийские распевы, изначально создававшиеся святыми отцами, как драгоценный дар, передавались из поколения в поколение. В них накоплена молитвенная энергия, они сродни «намоленности» икон и открываются человеку в меру чистоты его сердца. Конечно же, в первую очередь — детям («Мамочка, поставь мне ``Херувимскую``, я хочу только под нее засыпать», — это слова одного из малышей о песнопении с диска «Воспойте и радуйтеся»). Ради этой правды даже младшие певчие встают к ранней службе, куда-то едут, преодолевая трудности дороги... Они хотели бы петь и молиться — как дышать.

«Србия е велика тайна»

Еще до поездок в братскую страну, которые по благословению Первоиерархов Русской и Сербской Православных Церквей хор совершает с 2003 года, юные хористы тянулись к ее тайне. Встретившись со сверстниками из ансамбля «Косовские пионы», они не могли поверить, что эти открытые, улыбчивые дети живут в тяжелейших условиях сербских анклавов Косово, окруженные враждебно настроенными людьми другой национальности и веры. Вместе с «пионами» в разрушенном храме под Белградом записывался клип «Вера наша». В конце съемки на ясном небе появилось облако в виде креста правильной формы. Символ православной веры вошел в последние кадры...

В начале 2010 года хор русских детей сам впервые побывал в Косово. Попасть на эту землю-мученицу непросто, их сопровождали полицейские патрули и дипломаты. Увидели уничтоженные монастыри, поруганные храмы. Люди, загнанные в гетто, встречали их хлебом-солью, брали детей жить в свои семьи.

Любовь сербских братьев помогла осознать, что такое брат во Христе, какая это ответственность перед другими народами — быть русским. Из рук в руки передавали записки с именами сербских братьев и сестер о здравии и упокоении.

На Косовском поле в 1389 году святой царь Лазарь мог победить турок. Но Господь открыл ему другой путь: потерпеть поражение, в котором сербы станут народом Христовым, несущим Крест. Царь избрал путь святости: вместо краткого царства земного — вечное Царство Небесное. Выбор предопределил судьбу его народа. День этого выбора празднуется как величайшая национальная победа... «Србия е велика тайна» — эти слова на концертах произносила самая младшая хористка Настенька Беженуца.

Царский взгляд

Таинственным образом сербская история повторилась на русской земле. Святой государь Николай II стремился не к царству земному, но выбрал то же, что царь Лазарь, став жертвой во имя Господне...

Шесть лет подряд дети приезжают в Екатеринбург, на Ганину яму и в Алапаевск, поют за богослужениями Царских дней. Они прекрасно понимают слова регента: «От того, насколько горячо, покаянно изливается на этом месте молитва, зависит судьба России. Мы служим здесь живому государю, законной царской власти, благословленной Богом». Выход аудиодиска «Се царь вашъ» был назван «еще одним чудом» святых венценосцев. Его записали дети, любящие историю России. «Чистые детские души потянулись к святости, добруи правде. Это пение — своего рода тоже икона, чистое богословие», — пишет московский священник Александр Шаргунов.

Дети пели на Соловках и Анзере, в Иерусалиме и Вифлееме, на вершине горы Синай. Но признаются: нигде так не укреплялись их вера и любовь к Родине, как на екатеринбургской Голгофе. В расстрельной комнате Ипатьевского дома они стоят в такую же ночь, как в 1918 году, когда в ней раздались выстрелы, эхом отзывающиеся в нашей жизни... «Счастье просто быть там, вместе с царственными мучениками, где чувствуется их присутствие. Ежедневные службы, особенно ночные, большая физическая нагрузка и особый молитвенный настрой создают состояние, побыть в котором хоть немного стало бесценным даром и необходимостью. Главное событие — ночная служба в „Храме-на-Крови“. Беломраморный храм с золотыми росписями без окон и электричества. Полутьма, мы стоим со свечами. Здесь я особенно была рада византийскому пению, никакое другое не создало бы такой потрясающей атмосферы! Целая ночь, семь часов службы пролетели незаметно. Ни сна, ни усталости. И чувство страха в конце службы: неужели это скоро кончится, и я отсюда уйду?! Хотелось начать все сначала, лишь бы не уходить... Многое перевернули и изменили во мне эти ночные службы и оставили след на всю жизнь», — рассказывает Анна Цыганкова.

Как бы ни сложились дальше судьбы хористов, всю жизнь их будет сопровождать царский взгляд.

Патриархи как дети

В праздник Всех святых, 29 мая 2010 года, хор удостоился чести петь для двух Патриархов, посетивших Санкт-Петербург, — Московского и всея Руси Кирилла и Константинопольского Варфоломея. Гости удивились: их приветствовал единственный в России детский коллектив, поющий в византийской традиции на их родном языке. А когда увидели, что половине из представших перед ними певчих по 4–8 лет, изумлению не было предела.

Мощно, на подъеме прозвучало «Христос анести», затем раздались тропари равноапостольным Константину и Елене, всем афонским святым, а после дивным песнопением «Агни Парфено» («Владычица Пречистая») была прославлена Пресвятая Богородица. Когда зазвучала старинная бодрая песенка «Анавэно сто вуно» («Поднимаюсь на гору»), раздались овации: всех растрогало до слез, как малыши, еще и по-русски не умеющие быстро петь, на чистом греческом виртуозно передавали все более подвижную мелодию... На прощание Предстоятель Русской Церкви пригласил хор отметить 20-летний юбилей, украсив пением патриаршее богослужение в Архангельском соборе Кремля... Плачущие от умиления и радостно смеющиеся иерархи — награда повыше лауреатства международных конкурсов. Груз архиерейского служения тяжел, но хору удалось облегчить его и доказать — Патриархи могут быть как дети.

Многая лета!

Два десятилетия хора совпали с периодом так называемой «свободы Церкви» в России, когда в нее пришло немало талантливых людей. Среди них — Ирина Болдышева. Автор переложений византийских песнопений для церковнославянского языка и органичный композитор, со своим, ни на кого не похожим мелодическим языком, с редким даром слышать течение словесной интонации и музыкально ее оживлять. Создатель композиций на слова русских поэтов, многие из которых уже названы шедеврами хоровой музыки.

Кроме аудиодисков, издаются нотные сборники «в помощь воскресным школам» с песнями Ирины Болдышевой. Фактически это продолжение дела, начатого «Детским альбомом» Петра Чайковского. Великий композитор воплотил мир ребенка ХIХ века. ХХ век с его советскими, пионерскими, часто идеологизированными песнями духовно выпал. А сейчас, как признаются музыкальные педагоги, их ученикам нечего петь, современные композиторы мало для них пишут. Но когда держишь в руках один из нотных альбомов Ирины Болдышевой «Все у Бога в радости живет», понимаешь — таким и должен быть мир ребенка ХХI столетия. Это настоящий детский репертуар, доступный, интересный юным исполнителям, с необходимым для их развития нравственным зарядом.

Немало учеников Ирины Валентиновны посвятили себя Богу, став священнослужителями и монахами, некоторые руководят хорами, продолжая заложенную их наставницей традицию. У творческого коллектива есть последователи в Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Алапаевске, Сочи, Шахтинске... Дай Бог, чтобы как можно дольше из детских уст звучало радостное многолетие-молитва: «Мы попросим Отца Бога светов нашему хору — многая лета!».

Елена Югина