«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

«Церковь и школа» — тема сентябрьского номера журнала «Вода живая»

RSSRSS
Ключевые слова: Санкт-Петербург, СМИ, епархия
Предыдущее фото «Церковь и школа» — тема сентябрьского номера журнала «Вода живая» Следующее фото

«Церковь и школа» — тема 9-го, сентябрьского номера журнала «Вода живая». Чем отличается верующий учитель от неверующего? В какой мере может и должна присутствовать Церковь в школе? Что нужно предусмотреть, чтобы вводимый в этом году в 20 школах Санкт-Петербурга экспериментальный курс ОПК оправдал идею приобщения детей, их родителей, учителей к культурному, духовному, нравственному богатству православия? Над этими и многими другими вопросами на страницах журнала рассуждают наши герои.

«Школа: тревожный звонок» — так называются открывающие тему номера размышления Тимура Щукина. О школьных проблемах говорят много. Спорят, что лучше — советская система образования с акцентом на воспитании или западная модель с ориентиром на достижение конкретного результата. По мнению автора, даже прекрасная система образования (а советская считалась такой) при тоталитаризме обречена на гибель. Сейчас важно нащупать оборванные нити, связующие нынешнюю Россию с дореволюционной. Дело не в восстановлении форм социального бытия, а в возвращении семейных и государственных ценностей.

В новом учебном году в некоторых регионах России начнется эксперимент, которым завершилась дискуссия о необходимости преподавания православной культуры детям. Педагоги и священнослужители — участники встречи, прошедшей под эгидой «Воды живой» в Феодоровском просветительском центре — обменялись мнениями, которые публикуются под заголовком «Нужна ли Церковь школе?». Вопросов в связи с введением ОПК, по их мнению, немало. К примеру, излишнее рвение может породить новые конфликты. Самые опасные из них — между воцерковляющимися детьми и невоцерковленными родителями.

«Работать на опережение» — беседа Анастасии Коскелло с методистом Центра филологического образования АППО и членом редакционного совета учебника по ОПК Маргаритой Беловой посвящена теме воспитания духовности в школе. Опытный педагог предлагает Церкви в отношениях со школой проявлять больше инициативы. Немало проектов можно сделать в рамках таких предметов, как краеведение, литература, история, живопись. Выжидательная позиция привела к большим потерям. Надо соответствовать текущему моменту — призывает собеседница «Воды живой».

«Церковь как учительница и ученица» — под таким заголовком опубликованы размышления учителя истории и обществознания Алексея Волчкова. Он убежден: если мы остаемся послушными и трудолюбивыми учениками Божиими, нам самим дается дар учительства, способность свидетельствовать о Господе. А клирик собора Владимирской иконы Божией Матери, протоиерей Александр Глебов, рассуждая на тему учительства, напоминает евангельские слова «Не многие делайтесь учителями» (Иак. 3,1). По его мнению, споры о том, кто полезней для религиозного образования — священник или светский преподаватель, бесплодны: полезен профессионал.

В традиционной рубрике «Камертон» Наталья Никольская рассказывает о пении вне храма. С древности люди пели не только за богослужениями, им хотелось исполнять и слушать духовную музыку за его стенами. В XVII веке возник кант — духовное песнопение. Традиция внебогослужебного пения не прервалась до сих пор, список исполнителей духовных стихов и кантов огромен. Достаточно назвать иеромонаха Романа, Евгению Смольянинову, Жанну Бичевскую, Олега Погудина.

Еще одна рубрика «Детское богословие» адресована юным читателям. В ней они найдут материал Анны Кузьминой «Почитай отца и мать», в котором автор в простой и легкой форме рассказывает о Божией заповеди.

О непростом процессе создания семьи рассказывает беседа «Я увидел, как она собирает помидоры» — о семейном союзе клирика храма Преображения Господня в Лигово иерее Алексии Володине и его супруги Евгении. Редакция публикует его в совместной с радиостанцией «Град Петров» рубрике «Люди в Церкви».

Список общин милосердия читатель найдет в материале Ирины Левиной «Действуй, сестра!». В советское время сестер милосердия заменили медсестры. Сегодня христианские сестринские общины возрождаются. Старейшей из них в Санкт-Петербурге, посвященной мученице Татиане — уже более 17 лет.

Престольному празднику Коневского Рождество-Богородичного монастыря, который отмечается 21 сентября, посвящены путевые заметки Дмитрия Тарасова. Первому после революции выступлению в России хора Кедрова парижского храма святого Александра Невского посвящена рецензия Елены Югиной «Яко Кедры» — певчие легендарного коллектива, созданного в 1897 году, эмигрировали во Францию, но сохранили древнюю русскую исполнительскую традицию.

В конце журнала читатель найдет материалы о новых книгах и выставках, на которых полезно побывать старшеклассникам и молодежи — они расширяют кругозор и воспитывают чувства.

«Вода живая»,
31.08.10