«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Петербургские педагоги, соавторы учебника для средней школы по ОПК, награждены церковными орденами

RSSRSS
Предыдущее фото Петербургские педагоги, соавторы учебника для средней школы по ОПК, награждены церковными орденами Следующее фото

Методисты Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования (АППО) Мария Багге и Маргарита Белова, ставшие соавторами учебника «Основы православной культуры для средней школы» под редакцией протодиакона Андрея Кураева, награждены в Санкт-Петербурге орденами святой равноапостольной княгини Ольги III степени.

Церемония состоялась в день памяти святых ап остолов Петра и Павла, 12 июля, в Большом зале Филармонии. Патриаршие грамоты и ордена вручил ректор СПбДА епископ Гатчинский Амвросий.

«Этот предмет будет преподаваться во всех школах России. Он охватывает один из важнейших пластов русской культуры, с которым нужно знакомить молодое поколение. Все мы, дорогие братья и сестры, хотим этому содействовать. Но есть люди, которые приняли в этом наиболее активное участие, написав учебник», — отметил владыка Амвросий.

Преподаватели русского языка и литературы Мария Борисовна Багге и Маргарита Григорьевна Белова ответили на вопросы корреспондента «Воды живой».

ВЖ: — В чем заключался ваш вклад в создание учебника?

М.Г.: — В работе принимала участие большая бригада. Это соборный труд. Мы перечитывали текст отца Андрея, придумывали, как выйти к детям, через какие приемы, через какой диалог.

М.Б.: — Мы поделили работу пополам, по 16 уроков. Придумывали к ним вопросы, задания. Например, ученику задается вопрос: ты хочешь завести щенка? А дальше идет лесенка уточняющих вопросов: а ты готов ухаживать за старой больной собакой, в которую он потом превратится? В результате человек задумывается, чувствует свою ответственность, приходит к собственному самостоятельному решению.

Однако при редакции часть наших заданий существенно изменили, и теперь неизвестно, в каком виде они выйдут.

ВЖ: — Чем вы руководствовались в работе?

М.Б.: — Все должно быть построено на обретении самостоятельного умения — думать, размышлять, делать свой выбор. Получив эти умения, ребенок приобретает знания, помогающие ориентироваться в жизни.

Во главу угла поставлен проблемный вопрос, он дает возможность ответить по-разному: черное — белое, нужно только дать аргументацию. Одна проблема нанизывается на другую — таким образом выстраиваются знания. Остается свобода сделать сознательный выбор. Подросток начинает во всем сомневаться: на собственном выборе каждого и должен быть построен урок.

М.Г.: — Нам кажется, что сегодня детям не хватает разговора о главном. В учебнике речь идет о первичных вещах, представлениях — о том, кто ты такой и с какими еще реалиями, духовными в том числе, можешь себя соотносить.

Нам хотелось, чтобы это был разговор о главном, чтобы они подумали о лучшем, что есть на земле. И поняв, что в тебе это лучшее есть, смогли бы его хранить, преумножать — ради этого образование и существует.

ВЖ: — С какими трудностями вы столкнулись?

М.Б.: — Было трудно сочинить вопросы на самостоятельное мышление. Серьезно смущает вопрос кадров. Меня волнуют два момента: люди совсем несведущие и слишком сведущие, которые могут отпугнуть ребенка.

М.Г.: — Поскольку тема учебника — духовное просвещение в прямом смысле слова, ощущалось большое напряжение. В том, как подойти к ребенку — большая ответственность. Отец Андрей в этом смысле оказался отличным собеседником, который хочет прежде всего понять, для кого он пишет.

ВЖ: — А могут ли взрослые что-то почерпнуть для себя из учебника?

М.Г.: — Думаю, что прежде всего взрослые почерпнут, потому, что начнут образование с учителей. Без взрослых просвещение невозможно. Причем без добрых взрослых.

М.Б.: — Когда я получила два авторских экземпляра, я подарила один из них девочке, соседке по даче. Вечером мне позвонила ее бабушка, и, рыдая в трубку, сказала, что они плакали всей семьей. Это заслуга отца Андрея.

ВЖ: — Какой результат вы бы хотели получить? Чтобы дети прочитали и...?

М.Г.: — Абсолютного результата школа не может добиться. Наша задача — сделать так, чтобы ребенок развернулся в сторону Церкви. Вот когда он развернется и пойдет своими ногами, мы будем считать свою задачу выполненной. Это и есть победа. Апостольская победа — это помочь человеку задуматься, помочь что-то понять, и тогда уже что-то сделать.

М.Б.: — Мы не ставили задачу воцерковления. Мы хотели, чтобы ребенок начал думать, идти к идее Христа через размышление, через понимание Его абсолютной правоты. Искать первопричину всего.
И родители должны понять, что эта духовная радость — превыше всего. Ведь не зря сказал Спаситель: «Не мешайте детям приходить ко Мне».

Беседовала Анна Подпоркина,
«Вода живая»,
13.07.10