Митрополит Иларион: нельзя допустить, чтобы секулярное невежество диктовало Церкви свою волю | RSS |
Нельзя допустить, чтобы секулярное невежество диктовало Церкви свою волю — такое мнение выразил, выступая 1 июня на актовой лекции «Православие и секуляризм» в Русской христианской гуманитарной академии Санкт-Петербурга председатель ОВЦС, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).
Актовая лекция состоялась по случаю присуждения ему звания почетного профессора этого вуза. Как отметил ректор РХГА Дмитрий Бурлака, богословские труды владыки Илариона стали важным вкладом в дело проповеди Евангелия, в том числе в светской среде. Евангельская миссия в светских кругах является приоритетной задачей РХГА.
В современном обществе, по мнению владыки, существуют два вида секуляризма — агрессивный (по сути — уходящий в прошлое жесткий советский атеизм) и нейтральный (характерный для постсоветского времени, но пытающийся загнать веру в своеобразное «гетто» или «клуб по интересам») .
Именно нейтральный секуляризм, характерный для Запада, получил сейчас распространение и в России. Политики, экономисты, общественные деятели не оперируют религиозными понятиями, а секулярное сознание не объединяет, а разъединяет людей.
Между тем Церковь создана для того, чтобы действовать в общественном пространстве. Поэтому, по словам владыки Илариона, «мы должны искать общий язык с нейтральным секуляризмом, ведь в этой среде много колеблющихся людей».
Однако на пути к диалогу нельзя «переводить» на светский, секулярный язык смысл нашей веры. Этот язык не способен передать Божественные истины, считает митрополит. Например, отметил он, в обществе отсутствует понятие греха: объяснить его как «моральный запрет» или просто «вину» — значит снизить это понятие до чисто психологического.
Большое внимание в лекции и в ответах на вопросы владыка уделил значению курса ОПК в школе. По его мнению, преподавать его может только человек, сам живущий в вере, но никак не «бывший атеист».
Этот курс должен быть в школе обязательным. «Почему ребенок в православной стране не может изучать основы православной культуры так же, как математику, химию, биологию, астрономию?». Задав этот вопрос, владыка подчеркнул, что те, кто рассуждают о «свободе ребенка», забывают, что младенцев крестят и причащают вовсе без их согласия: благодать действует на них помимо их желания.
Он вспомнил свой педагогический опыт 90-х годов, когда преподавал основы православия школьникам в Литве: «Тогда не было ни одного случая сопротивления, агрессии». Владыка надеется, что споры о преподавании курса ОПК в российских школах утихнут, и в обществе возобладает мнение о его целесообразности.
«Вода живая»,
01.06.10
|