«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Митрополит Иларион: нельзя допустить, чтобы секулярное невежество диктовало Церкви свою волю

RSSRSS
Предыдущее фото Митрополит Иларион: нельзя допустить, чтобы секулярное невежество диктовало Церкви свою волю Следующее фото

Нельзя допустить, чтобы секулярное невежество диктовало Церкви свою волю — такое мнение выразил, выступая 1 июня на актовой лекции «Православие и секуляризм» в Русской христианской гуманитарной академии Санкт-Петербурга председатель ОВЦС, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев).

Актовая лекция состоялась по случаю присуждения ему звания почетного профессора этого вуза. Как отметил ректор РХГА Дмитрий Бурлака, богословские труды владыки Илариона стали важным вкладом в дело проповеди Евангелия, в том числе в светской среде. Евангельская миссия в светских кругах является приоритетной задачей РХГА.

В современном обществе, по мнению владыки, существуют два вида секуляризма — агрессивный (по сути — уходящий в прошлое жесткий советский атеизм) и нейтральный (характерный для постсоветского времени, но пытающийся загнать веру в своеобразное «гетто» или «клуб по интересам») .

Именно нейтральный секуляризм, характерный для Запада, получил сейчас распространение и в России. Политики, экономисты, общественные деятели не оперируют религиозными понятиями, а секулярное сознание не объединяет, а разъединяет людей.

Между тем Церковь создана для того, чтобы действовать в общественном пространстве. Поэтому, по словам владыки Илариона, «мы должны искать общий язык с нейтральным секуляризмом, ведь в этой среде много колеблющихся людей».

Однако на пути к диалогу нельзя «переводить» на светский, секулярный язык смысл нашей веры. Этот язык не способен передать Божественные истины, считает митрополит. Например, отметил он, в обществе отсутствует понятие греха: объяснить его как «моральный запрет» или просто «вину» — значит снизить это понятие до чисто психологического.

Большое внимание в лекции и в ответах на вопросы владыка уделил значению курса ОПК в школе. По его мнению, преподавать его может только человек, сам живущий в вере, но никак не «бывший атеист».

Этот курс должен быть в школе обязательным. «Почему ребенок в православной стране не может изучать основы православной культуры так же, как математику, химию, биологию, астрономию?». Задав этот вопрос, владыка подчеркнул, что те, кто рассуждают о «свободе ребенка», забывают, что младенцев крестят и причащают вовсе без их согласия: благодать действует на них помимо их желания.

Он вспомнил свой педагогический опыт 90-х годов, когда преподавал основы православия школьникам в Литве: «Тогда не было ни одного случая сопротивления, агрессии». Владыка надеется, что споры о преподавании курса ОПК в российских школах утихнут, и в обществе возобладает мнение о его целесообразности.

«Вода живая»,
01.06.10