Собирательный образ иноческого уединения представлен в фотосерии Станислава Марченко "Монашеский остров" | RSS |
В преддверии Рождества Христова в выставочном зале Нарвских триумфальных ворот открылась фотоэкспозиция Станислава Марченко "Монашеский остров". Это 30 черно-белых снимков - чтобы впечатление было более целостным, а цвет не отвлекал от передачи внутреннего состояния человека.
На протяжении пяти лет, с 2003 по 2008 годы, автор ездил в Коневский Рождество-Богородичный монастырь на Ладожском озере. "Жил в палатке. Это удобно: никому не навязываешься, появляешься в монастыре по мере необходимости. Довольно скоро у меня установились доверительные отношения с насельниками. Сложнее было себя удерживать: не бегать по храму, не снимать, когда хочется, но нельзя", - рассказывает фотомастер.
"Обитель Коневская, по своему положению от мирских селений водой отделенная, есть самое приличное место уединения иноческой жизни, где совершенное безмолвие обитает", - писал в начале XIX века один из посетителей благословенного острова на Ладоге.
Но работы Станислава Марченко - не летопись жизни именно этого монастыря. Это собирательный образ иноческого уединения без его идеализации.
"Не думаю, что созерцание - главное в этих фотографиях, - продолжает Станислав. - На многих монахи напряженно трудятся. Я сознательно снимал скорее людей в монастыре, чем сам монастырь с его строениями".
Почему приезжать на Коневец нравится разным людям? "Здесь несколько причин. Во-первых, вас встречают насельники - люди приятные и достойные. Во-вторых, постройки монастыря не подавляют человека. В-третьих, природа. Климат там не похож на материковый: с одной стороны острова бушует гроза, а с другой - ясное солнце и незамутненная гладь воды. И, наверное, полное отсутствие посторонних звуков - к ним мы привыкли в повседневной жизни, но на самом деле они нам мешают. К тому же на Коневце сравнительно мало туристов", - так отвечает на этот вопрос Станислав.
Он не считает коневецкую серию законченной и собирается ее пополнить: "Здесь нет зимних кадров, больших групповых фотографий и... мало воды. Мне кажется, еще две-три фотографии с водой надо бы добавить, чтобы усилилось ощущение острова".
Станислав Марченко профессионально занимается фотографией с 2001 года. Выпускник факультета фотокорреспондентов имени Ю.А.Гальперина при Санкт-Петербургском союзе журналистов (2004 год). Участник многих выставок, сотрудничает со СМИ и издательствами России. С 2007 года - фотограф официального издания Санкт-Петербургской епархии "Вода живая".
Экспозиция открыта до 21 января. Нарвские триумфальные ворота - филиал Государственного музея городской скульптуры. Адрес: пл. Стачек, 1., Тел. (812) 786-97-82. Музей открыт с 11.00 до 17.00
"Вода живая",
31.12.08
|