Русский музей представил выставку о культуре старообрядцев | RSS |
Богатейшее в мире старообрядческое собрание Государственного Русского музея (ГРМ) представлено на открывшейся здесь выставке "Образы и символы старой веры", которая готовилась десять лет. В нее включены произведения, созданные представителями разных старообрядческих толков и согласий. Это памятники Севера, Поволжья, Урала. Значительный раздел посвящен моленным и храмам Санкт-Петербурга.
Старообрядческая иконопись избежала западных влияний – тем она и интересна. Наряду с привычными для нас сюжетами встречаются необычные – например, образ "Предательство Иуды" начала XIX века из Ярославля. Много резных деревянных икон, часто встречаются иконы Страстей с сугубо старообрядческими врезными медными крестами (в Русской Православной Церкви медное литье долгие годы было запрещено).
Даже если посетитель выставки не очень разбирается в тонкостях старого и нового обряда, он многое может понять из графических назидательных листов. На одном из них представлена наглядная схема различий атрибутов: староверы отрицают не только трехперстие, но и четырехконечный крест (признают только восьмиконечный), "аллилуйя" поют дважды, а не трижды, и так далее.
Есть здесь и старообрядческие четки – не из привычных для нас твердых материалов или шнура, а из ткани, и называются они лестовками – от слова "лествица". Увидим мы и кацею – старинное кадило-ковшик с длинной ручкой (кадила на цепочке появились в России только в XVII веке).
Во время гонений на староверов храмы, скиты и моленные закрывались, а предметы культа изымались. В Санкт-Петербурге при министерстве внутренних дел в 1840-е года был организован особый "архив раскольничьих вещей". На деле старообрядческими вещами никто не занимался – они были свалены в беспорядке.
В 1857 году предметами личного и общественного благочестия староверов заинтересовался профессор Императорской Академии художеств Алексей Горностаев. Он убедил академическое начальство ходатайствовать перед МВД о передаче архива в ведение вуза. Более тысячи предметов оказались в музее академии. Позже они поступили в Русский музей императора Александра III. После 1917 года к ним добавились иконы из закрытых старообрядческих церквей и моленных Санкт-Петербурга.
На фото - Богоявление Господне. Собор святого Иоанна Предотечи. Начало XIX в. Ярославль.
«Вода живая»,
29.12.08
|