«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Русский музей представил выставку о культуре старообрядцев

RSSRSS
Предыдущее фото Русский музей представил выставку о культуре старообрядцев Следующее фото
 

Богатейшее в мире старообрядческое собрание Государственного Русского музея (ГРМ) представлено на открывшейся здесь выставке "Образы и символы старой веры", которая готовилась десять лет. В нее включены произведения, созданные представителями разных старообрядческих толков и согласий. Это памятники Севера, Поволжья, Урала. Значительный раздел посвящен моленным и храмам Санкт-Петербурга. 

Старообрядческая иконопись избежала западных влияний – тем она и интересна. Наряду с привычными для нас сюжетами встречаются необычные – например, образ "Предательство Иуды" начала XIX века из Ярославля. Много резных деревянных икон, часто встречаются иконы Страстей с сугубо старообрядческими врезными медными крестами (в Русской Православной Церкви медное литье долгие годы было запрещено).

Даже если посетитель выставки не очень разбирается в тонкостях старого и нового обряда, он многое может понять из графических назидательных листов. На одном из них представлена наглядная схема различий атрибутов: староверы отрицают не только трехперстие, но и четырехконечный крест (признают только восьмиконечный), "аллилуйя" поют дважды, а не трижды, и так далее. 

Есть здесь и старообрядческие четки – не из привычных для нас твердых материалов или шнура, а из ткани, и называются они лестовками – от слова "лествица". Увидим мы и кацею – старинное кадило-ковшик с длинной ручкой (кадила на цепочке появились в России только в XVII  веке). 

Во время гонений на староверов храмы, скиты и моленные закрывались, а предметы культа изымались. В Санкт-Петербурге при министерстве внутренних дел в 1840-е года был организован особый "архив раскольничьих вещей". На деле старообрядческими вещами никто не занимался  – они были свалены в беспорядке.  

В 1857 году предметами личного и общественного благочестия староверов заинтересовался профессор Императорской Академии художеств Алексей Горностаев. Он убедил академическое начальство ходатайствовать перед МВД о передаче архива в ведение вуза. Более тысячи предметов оказались в музее академии. Позже они поступили в Русский музей императора Александра III. После 1917 года к ним добавились иконы из закрытых старообрядческих церквей и моленных Санкт-Петербурга.

На фото - Богоявление Господне. Собор святого Иоанна Предотечи. Начало XIX в. Ярославль.

«Вода живая»,

29.12.08