«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Протоиерей Виктор Московский: «Он был очень видный архиерей» (воспоминания о митрополите Никодиме (Ротове))

RSSRSS
Предыдущее фото Протоиерей Виктор Московский: «Он был очень видный архиерей» (воспоминания о митрополите Никодиме (Ротове)) Следующее фото
«Вода живая» продолжает серию публикаций к 30-летию кончины митрополита Никодима (Ротова). Своми воспоминаниями о владыке делится благочинный Петроградского округа Санкт-Петербургской митрополии, настоятель храма во имя Смоленской иконы Божией Матери протоиерей Виктор Московский.
 
– Отец Виктор, расскажите, пожалуйста, о Вашем знакомстве с митрополитом Никодимом.
 
– Моя первая встреча с владыкой Никодимом произошла в 1967 году в Ленинградской Духовной семинарии. Мы уже поступили в первый класс, и владыка по традиции пришел знакомиться с нами. Он пришел на урок, взял журнал и стал нас по списку называть и спрашивать, откуда мы родом, где крестились, где учились. Надо вообще сказать, что владыка Никодим вообще огромное значение придавал Духовным школам. Он считал, что священнослужители должны быть грамотными, образованными.
 
– Почему, как он это объяснял?
 
– Потому что в те трудные времена отношение к Церкви со стороны общества было крайне негативное. И он подчеркивал, что образование для Церкви сегодня – крайне важно, и очень требовательно относился к нашим занятиям. Как-то, когда я еще учился в семинарии, но уже служил на приходе, я вовремя не сдал один зачет – потому что служил в это время. Он отругал меня и сказал, чтобы я в следующий раз не стеснялся, подходил к настоятелю и отпрашивался на зачет.
 
– Будучи семинаристами, какие чувства вы испытывали по отношению к владыке Никодиму? Вы боялись его?
 
– Нельзя сказать, что мы боялись его. Но мы чувствовали трепет, когда с ним встречались. Он был очень видный архиерей. Он отличался строгостью, но, в то же время, человеческой простотой и любовью. Он часто приходил на экзамены, особенно на трудные, и, представьте, выручал студентов – выводил их на хорошую оценку. Например, был у нас такой заслуженный профессор, Николай Дмитриевич Успенский – очень строгий, просто гроза семинаристов. Его предмет – «Литургика» – был очень трудным, и спрашивал он его очень строго. А владыка Никодим сдерживал его, говорил: «Ну ладно, Николай Дмитриевич, но хорошо ж отвечает студент, – ну, поставьте четверочку»… Вообще он очень много времени уделял общению со студентами – приглашал к себе в гости, рассказывал истории из своей жизни, поучал нас, воспитывал…
 
– А каким был владыка за богослужением?
 
– Он служил всегда очень достойно, величественно, ровно… Каждое слово было понятно – дикция у него была прекрасная.
 
– Сегодня самые разные оценки звучат в отношении церковно-политической линии, проводимой митрополитом Никодимом. С Вашей точки зрения, почему владыка пошел на диалог с властями? И как можно было вести диалог с безбожниками?
 
– Нужно понимать, что было тогда такое время, что все в нашей стране были под госконтролем – и Церковь, и наука, и искусство. И если бы владыка начал «рубить с плеча» и открыто заявлять: «Нас душат!», он на следующий же день был бы удален на покой или в тюрьму. Он же действовал более мягко, он добился от властей определенного понимания нужд Церкви, он создал такие условия, в которых он смог и что-то требовать от властей. Например, он смог сохранить наши Духовные школы. Если бы владыка Никодим не отстоял Духовных школ – у Церкви просто не было бы священников. Так что его позиция тогда была единственно возможной в плане выживания Церкви.
 
Беседовала Анастасия Коскелло,
«Вода живая»,
11.09.2008.
Фото – Елизавета Егорова.