«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Начался новый учебный год в петербургских Школах трезвения

RSSRSS
Предыдущее фото Начался новый учебный год в петербургских Школах трезвения Следующее фото
1 сентября начался новый учебный год в петербургских Школах трезвения, которые расположены в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре и в храме в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на заводе АТИ. Здесь осуществляются комплексные программы помощи людям, желающим преодолеть алкогольную, табачную и игровую зависимости, а также оказывается психологическая поддержка для членов семьи зависимых людей. О деятельности петербургских Школ трезвения рассказывает их руководитель Владимир Анатольевич Цыганков.

- Владимир Анатольевич, программы, которые проводятся в петербургских Школах трезвения, носят название «комплексные». Что означает этот термин?

- Комплексный, интегративный, целостный подход в оказании помощи людям, страдающим от патологических зависимостей (например, алкогольной, табачной, игровой), подразумевает исцеляющее воздействие на тело, на душу (психику) и дух страждущего человека. Идея интегративного, холического понимания различных процессов в человеке имеет давнюю историю. Еще Платон считал величайшей ошибкой лечить тело отдельно от души, ибо «где целое чувствует себя плохо, одна часть его не может быть здоровой».

Православный подход в попечении о человеческом здоровье принципиально отличается от медицинского и психологического. В медицинской науке исторически сложилось и во многом сохраняется до настоящего времени положение, в рамках которого преимущественное внимание при изучении болезней уделяется биологическим (морфологическим, физиологическим, биохимическим, генетическим) факторам. К сожалению, наша отечественная медицина в силу разных причин оторвана от своих религиозных корней, ориентирована в основном на распознавание и устранение внешних проявлений болезни. Основная проблема психологии – отсутствие восприятия целостной картины психической реальности, проявляемой на всех уровнях – от биологического до духовного.

Православные специалисты в своей практике применяют комплексный, целостный подход в профилактике, лечении и реабилитации людей с патологическими зависимостями, в котором органично используются не только медицинские, психологические, социальные знания, но также православная антропология, аскетика, святоотеческое наследие, позволяющие выявить духовные истоки человеческих недугов, действенные душевные и духовные принципы психотерапии. Использование церковного опыта помощи страждущим людям позволяет говорить об особом надежном и эффективном направлении во врачевании души, суть которого отражается термином православная психотерапия.
Православная психотерапия видит источник многих болезней как в психосоматических особенностях человека, так и в его страстях – она рассматривает человека не только как больного, но и как страждущего грешника. Задача православной психотерапии – наряду с врачебной и психологической помощью содействовать страждущему в осознании и активном преодолении страстных механизмов болезни.

- Как выражается на практике идея православной психотерапии?

- Говоря о православной психотерапии, следует различать две ее формы, взаимопроникающие друг в друга: научно-практическую (медицинскую, психологическую) и церковную. В первом случае все виды помощи (консультирование, диагностика, лечение (или коррекция), профилактика, реабилитация) осуществляется профессиональными врачами и психологами в диапазоне психокоррекционных, психотерапевтических и общемедицинских мероприятий с учетом не только патогенеза заболеваний, но и действия страстей, и оттого такая помощь является мостом, приводящим в Церковь. В связи с этим теоретико-методологическая база вышеуказанных видов помощи аккумулирует как знания естественных наук, так и святоотеческих принципов и подходов. Во втором случае речь идет о практике пастырского душепопечения и церковных Таинствах. Обе формы православной психотерапии в комплексном подходе помощи людям с патологическими зависимостями неотделимы друг от друга и поддерживаются крепким союзом врачей, психологов и священников, которые выступают как «соработники у Бога» (1Кор., 3, 9).

- Какими профессиональными принципами руководствуются врачи и психологи петербургских Школ трезвения?

- Наша система помощи людям с патологическими зависимостями опирается в своем осуществлении на четыре основных принципа: принцип партнерства зависимого человека и специалистов, помогающих ему; принцип разносторонности терапевтических усилий, воздействий и мероприятий; принцип единства биологических, психосоциальных и духовных воздействий; принцип ступенчатости (переходности) проводимых воздействий и мероприятий. Стержневым принципом оказания помощи людям с патологическими зависимостями является принцип партнерства, основное содержание которого заключается во включении самого зависимого человека в лечебно-реабилитационный процесс в качестве субъекта активной сознательной деятельности, направленной на восстановление нарушенных страстью состояний тела, души и духа. Каждому этапу лечения и реабилитации соответствует та или иная предпочтительность (и соотношение) биологических, психосоциальных и духовных воздействий. Обычно биологические и психосоциальные воздействия идут от этапа к этапу по убывающей степени, а духовные, напротив, вытесняют и солидаризируются с ними.

    - По каким телефонам можно узнать о работе петербургских Школ трезвения?

    - Номера наших телефонов остаются неизменными уже многие годы:
274-33-04, 8-911-741-20-35.

    - Дай Вам Бог сил и дальше продолжать Ваше нелегкое служение.


    - Спаси, Господи!

Записала  Светлана Сотникова.
На фото - руководитель петербургских Школ трезвения Владимир Цыганков.

«Вода живая»,
по информация Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской епархии,
03.09.2008.