«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Протоиерей Александр Зелененко: "Школа призвана быть прежде всего средой воспитания"

RSSRSS
Предыдущее фото Протоиерей Александр Зелененко: Следующее фото
В нынешнем году учителя из Петербурга и Ленинградской области, а также Северо-Западного федерального округа приняли участие во всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодежью на соискание премии «За нравственный подвиг учителя».
 
Этот конкурс – совместная инициатива государства и Церкви: его проводят Русская Православная Церковь совместно с министерством образования и науки Российской Федерации при поддержке полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах.
 
Конкурс стартовал в 2004 году в центральном федеральном округе, в 2007 году к нему присоединились еще три округа (Приволжский, Уральский и Сибирский), а в 2008-м он проходит уже во всех семи федеральных округах, в том числе и в нашем, Северо-Западном. Планируется, что проходить он будет ежегодно.
 
Конкурс проводится в три этапа (как региональный, окружной и федеральный) с марта по декабрь. Номинации конкурса – «Лучшая инновационная разработка года», «Лучшее педагогическое исследование года», «Лучший издательский проект года», «Лучшая программа духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи», «Лучшая программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи», «Педагоги высшей школы – средней школе. Лучшая программа духовно-нравственного воспитания», «За разработку и проведение мероприятий в рамках Года семьи».
 
«Было сделано оповещение о конкурсе по светским и церковным школам, – рассказывает корреспонденту «Воды живой» председатель Отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Зелененко. – Экспертный совет заседал в Академии постдипломного педагогического образовния (АППО), каждую работу рассматривали и светские, и церковные специалисты».
 
24 июня в Государственной Академической Капелле совершилась торжественная церемония награждения победителей первого этапа конкурса в Санкт-Петербурге. 180 участников представили 106 работ, в том числе и коллективных; за девять из них были награждены 16 человек. 1-е место за лучшую программу по духовно-нравственному воспитанию завоевала учитель 443-й общеобразовательной школы Фрунзенского района Екатерина Васильевна Корнилова. 2-е место было присуждено Наталье Николаевне Соколовой, которая более десяти лет на высоком профессиональном уровне организует поездки в ею же созданный православный детско-юношеский лагерь «Изборский посад». 3-е место за лучший издательский проект заняла Нина Евгеньевна Сальникова, педагог-психолог 2-го педагогического колледжа.
 
А 25 июня в Юсуповском дворце награждали победителей конкурса, прошедшего в Ленинградской области. Из 39 представленных работ к наградам было представлено девять лучших. Звание победителя с вручением премии, памятного приза и диплома 1-й степени за лучшую программу духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи удостоился педагогический коллектив Гатчинской гимназии им. К. Д. Ушинского. Дипломом 2-й степени, премией и призом была награждена за лучшую программу гражданско-патриотического воспитания Светлана Борисовна Соколова – педагог дополнительного образования из Дворца детско-юношеского творчества Всеволожского района. Дипломами 3-й степени, также за программу гражданско-патриотического воспитания, были удостоены учитель истории Елена Николаевна Дементьева и Любовь Николаевна Фомичева – заведующая библиотекой из Приморской средней общеобразовательной школы.
 
«Все представленные на конкурс работы, и особенно удостоившиеся наград, имеют большую практическую ценность для духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения как новые, жизнепреложимые и плодотворные для современных детей и условий», – подчеркнул протоиерей Александр Зелененко.
 
Главную задачу конкурса отец Александр определил так: «Конкурс является прекрасной возможностью и эффективным инструментом налаживания диалога, взаимопонимания и нахождения форм сотрудничества школы и Церкви, осмысления содержания и стратегии духовно-нравственного воспитания в современных условиях школы и нашего общества».
 
Ни для кого не секрет, что система образования в России переживает кризис. Протоиерей Александр Зелененко поделился с корреспондентом «Воды живой» своими мыслями о путях выхода из него:
 
«На основе Православия был воспитан великий народ, создавший сильное государство, богатую культуру, особый уклад и образ жизни; имеющий главным ориентиром учение Православной Церкви, непреложным идеалом – Богочеловека Иисуса Христа, нравственным эталоном – святых, а целью – достижение Царства Небесного: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 33). Эти слова Господа в полной мере оправдались в судьбе России: пока наш народ воспитывался в духе православного вероучения и сердце свое отдавал сокровищу нетленному, его земное бытие было отмечено благоденствием и славой; переориентация же на материальные ценности, на устроение «царства земного», имело результатом великие скорби (голод, эпидемии, войны), политические нестроения, экономический полуразвал, нарушение нравственных законов и кризисное состояние семьи, школы и общества.
 
Сегодняшняя школа всё более приобретает чисто информационно-«знанческий» характер: передается и воспроизводится предметное содержание, а не прививается благонравие как признак воспитанности. Воспитание подразумевается, но должным образом не оценивается и не ведется, хотя школа призвана быть прежде всего средой воспитания, ибо что она без благовоспитанных учащихся?.. «Не столько ум изощряй, сколько сердце очищай» – писал святитель Тихон Задонский. Сейчас трудно говорить даже «просто о воспитании», тем более – о воспитании христианском. Воспитание – основа становления личности. С христианских позиций воспитание исходит из сущности человека и того, каким он должен быть согласно замыслу Творца. Оно отвечает на вопрос: «Что нужно делать, чтобы стать человеком – благонравным и богоподобным?» Очевидно, что вопросы, чему учить, какому предметному содержанию и как учить, остаются бессмысленными, пока мы не ответим на вопрос: «Зачем учиться?». По словам святителя Иоанна Златоуста, «нет никакого высшего искусства, более важного и сложного, чем искусство воспитания». И для православных родителей и педагогов вопрос христианского воспитания детей всегда был одним из основных и жизненно важных. Думать, что развитие умственных способностей дает ребенку и нравственное развитие, нет никаких оснований. Можно встретить очень образованных людей, но совершенно невоспитанных и бездуховных, и, с другой стороны, совсем необразованных крестьянина или рабочего весьма воспитанных в духовном и нравственном отношении. Именно воспитание духовно-нравственной личности – христианина, семьянина и гражданина – составляет главную цель и генеральную линию всей педагогической деятельности, где воспитание является базовой основой, а образование как развитие интеллектуальной способности – лишь его средством.
 
Необходимо еще разграничить направленность светского воспитания и воспитания религиозного. Всякое оторванное от религии воспитание – будь то семейное или школьное – преследует лишь временные, земные цели, а религиозное воспитание имеет двуединую и нераздельную цель – через богоугодную земную жизнь сподобиться Жизни Вечной. Воспитание есть планомерное содействие развитию и укреплению духовных, душевных, физических сил и способностей человека на пути к христианскому совершенствованию его личности. Воспитать ребенка – значит заложить в нем основу духовной жизни, сформировать характер и довести его до верного самоопределения в жизни и способности самовоспитания, самообразования и совершенствования. Воспитать ребенка – значит подготовить его к вполне самостоятельному существованию в сложном современном мире, принятию правильных решений в любых неожиданных ситуациях. Воспитать ребенка – значит поставить его на стезю самоотверженного и радостного служения своим ближним, своему Отечеству, своему Господу».
 
Материал подготовила Татьяна Кириллина,
«Вода живая»,
10.07.2008.