«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Протоиерей Александр Сорокин. Летят камни

RSSRSS
Предыдущее фото Протоиерей Александр Сорокин. Летят камни Следующее фото
Прав был митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, сказавший недавно в одном из интервью, что при обсуждении актуальных проблем современной миссии и катехизации необходимо ориентироваться на «высокий интеллектуальный уровень и интеллигентность» предсоборной дискуссии начала ХХ века в России (http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=18902 ). По словам владыки, такую оживленную дискуссию, как сегодня, в Русской Православной Церкви еще десять лет назад было трудно представить. Однако теперь важно обратить внимание на тон внутрицерковной полемики. Председатель ОВЦС призвал «отойти от стилистики бурных и конфликтных 90-х годов, когда любая проблема политизировалась, раскалывая аудиторию, когда использовался язык стереотипов, навешивались ярлыки».
 
С этим абсолютно здравым пожеланием владыки Кирилла трудно не согласиться. Однако зачастую с большим сожалением приходится констатировать, что уровень наших сегодняшних дискуссий еще далеко отстает от спокойного, взвешенного и, в любом случае, хотя бы корректного по отношению к оппоненту уровня, на котором обсуждались злободневные вопросы жизни Церкви сто лет назад. От хлесткой, бьющей что называется «наотмашь», манеры общения, вошедшей в плоть и кровь нашего народа с подачи большевиков в 1917 году и признающей только одну меру воздействия – высшую («лишить сана», «изгнать», а далее будет «расстрелять», «четвертовать» и т.п.), – судя по всему, многим нашим соотечественникам предстоит еще долго лечиться. Увы, в публикациях о церковной жизни сегодня используется все: заведомая подтасовка фактов, искажение смысла высказываний, навешивание самых немыслимых, порой взаимоисключающих, ярлыков, обвинения в посягательстве на самое святое, в предательстве Православия и так далее. Вдобавок еще и переход на личности. И ровным счетом никаких доказательств. А стоит за всем этим порой просто невежество или нежелание хотя бы вдуматься, войти в суть вопроса.
 
Сделать это грустное наблюдение приходится на основании той бури «праведного гнева», которая захлестнула сайт называющего себя православным околоцерковного петербургского агентства «Русская линия», где в двух статьях – Александра Колышкина (http://rusk.ru/st.php?idar=213211 ) и протоиерея Олега Стеняева (http://www.rusk.ru/st.php?idar=213255 ) – откровенно поливаются грязью ряд священников Санкт-Петербургской епархии. Причем достается именно тем священникам, кто как раз и относится к числу сравнительно немногих, занимающихся настоящим, церковно грамотным и богословски фундаментальным просвещением – архимандриту Ианнуарию (Ивлиеву), протоиерею Георгию Митрофанову и иерею Владимиру Хулапу.
 
Поводом для выдвинутых обвинений послужила прошедшая 2 января 2008 года конференция на тему «Таинство Брака – Таинство Единения», организованная епархиальным журналом «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник» (публикация об этом - http://journal.aquaviva.ru/2008/02/15.html ). Сама конференция стала для многих ее участников одной из не столь частых возможностей, когда можно в доброжелательной, открытой обстановке обсуждать, вопрошать и (о ужас!) дискутировать на столь актуальную во все времена тему как жизнь христианских супругов в браке.
 
Главный, итоговый смысл всей конференции, сформулированный, кстати, в самом ее названии, как раз и состоял в том, чтобы актуализировать, усвоить для самих себя ту блистательную истину, что брак в подлинно высоком понимании возможен только в Христовой Церкви – как образ союза Христа и Церкви. Как донести эту истину, провозглашенную в Новом Завете, до практики жизни, как преодолеть те препятствия, которые мешают реализации высоких христианских идеалов в браке, – вот о чем был разговор на конференции, особенно на второй ее части, круглом столе. И надо же! Не присутствовав на конференции, авторы упомянутых публикаций набираются наглости поносить тех, кто говорил как раз о святости и красоте христианского брака, называя их предателями и христопродавцами. Странно, возмутительно и обидно.
 
Что тут скажешь? Не бросаться же какими-нибудь ответными камнями! Уж кто христопродавец, так это тот, кто уподобляется кричавшим «распни, распни Его». Бросаться камнями в ответ мы не будем. А будем стараться дорасти хотя бы до умения не брать на себя смелость выносить окончательный суд друг другу и сохранять хотя бы те нормы взаимоуважительного диалога, который принят не только в христианском, но и в любом приличном обществе.
 
Прот. Александр Сорокин, ответственный редактор журнала «Вода живая. Санкт-Петербургский церковный вестник»