Новая выставка в Музее истории религии учит веротерпимости | RSS |
Выставка «Петербург религиозный: связь времен», открытая до 1 июня 2008 года, знакомит с историей Петербурга, который с первых лет своего существования стал многоконфессиональным городом.
Доминантой экспозиции служит длинная витрина, расположенная в центре зала. Ее украшают панорамные виды Невского проспекта, ведь на главной магистрали города сосредоточено самое большое количество инославных храмов – такой их «концентрации» нет больше нигде в Петербурге. Кстати, из пояснительного текста можно узнать, что Невский проспект назван вовсе не в честь реки Невы, как многие думают, а в честь Александро-Невской лавры (одно из старых названий улицы – «дорога к Невскому монастырю»). В конце XVIII века Невский проспект украсили здания католического храма святой Екатерины, армянской церкви святой Екатерины, лютеранской церкви святого Петра (Петрикирхе), и только в 1811 году на центральной першпективе появился Казанский собор.
В самой витрине, олицетворяющей Невский проспект, выставлены облачения священников различных конфессий. Следует отметить особо, что выставка готовилась в тесном сотрудничестве с представителями религиозных общин, и по окончании выставки некоторые предметы будут переданы в дар музею (например, облачение лютеранского священника).
Невская старообрядческая община Древлеправославной Поморской Церкви предоставила для выставки редчайший экспонат – женский костюм для богослужений. Это платье по окончании выставки вернется в общину, но, по словам экскурсоводов, сам тот факт, что старообрядцы, ревностно следящие за тем, чтобы их вещей не касались «нечистые» руки, отдали его на выставку, свидетельствует об уважении к деятельности музея.
Об истории и современной жизни конфессий рассказывают стенды: православный, католический, протестантский, армянский, старообрядческий, иудейский, мусульманский, буддийский. Здесь можно не только увидеть богослужебные предметы и предметы быта, но и ознакомиться с историей существования той или иной конфессии в нашем городе.
Отдельный стенд посвящен законам и указам, регулирующим церковную жизнь не только в Петербурге, но и во всей России. Например, в своде законов, относящемся к 1860-м годам, мы читаем: «Первенствующая и господствующая вера в Российском государстве есть Христианская Православная Кафолическая Восточного исповедания. Но и все, не принадлежащие к сей Церкви подданные государства, и иностранцы, в оном пребывающие, пользуются каждый повсеместно свободным отправлением своей веры и богослужения».
Еще более либерализовал духовную жизнь российских подданных Указ Николая II «Об укреплении начал веротерпимости», принятый в 1905 году. В нем провозглашалась свобода вероисповедания для старообрядцев (и велено было именовать их именно «старообрядцами», и не «раскольниками»), мусульман и буддистов (ламаистов), а также было объявлено, что переход из Православия в другую веру не может преследоваться по закону.
К сожалению, за годы советской власти понятие веротерпимости было вытерто из народной памяти, и теперь в России предстоит вновь строить цивилизованное общество, в котором люди уважительно относятся к вере и убеждениям друг друга. Во многом этому призвана способствовать выставка в Музее истории религии.
«Вода живая»,
20.11.2007
|