«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Новый главный редактор "Радио Мария": «говорить не о конфессиях, а о Евангелии»

RSSRSS
Отец Алексей Полиско родился в 1973 году в г. Сорочинске Оренбургской области. Его раннее детство и школьные годы прошли в г. Фергане Узбекской ССР. Довольно рано, уже в 15 лет, стал проявлять большой интерес к медицине и в 15 лет подрабатывал санитаром в одной из крупных хирургических клиник города. По окончании школы в 1990 году поступил в Оренбургское медицинское училище, где приобрел специальность фельдшера. Работал фельдшером выездной реанимации на оренбургской станции скорой помощи. С 1994 по 1996 годы служил в вооруженных силах РФ. В 1997 году поступил в Католическую высшую духовную семинарию «Мария – Царица Апостолов» в Санкт-Петербурге. В 2003 году был рукоположен в сан диакона, а 7 октября 2004 г. в праздник Пресвятой Девы Марии Розария, был рукоположен во священники. Служил в приходах г. Уфы, Калининграда, Волгодонска. В настоящее время несет свое служение в Санкт-Петербурге, с конца октября 2007 года является главным редактором «Радио Мария».
 
- Отец Алексей, в чем заключается работа главного редактора на "Радио Мария"? Каковы Ваши основные функции?
 
- Тут у меня много разных задач. Основная – это духовное руководство, потому что все сотрудники радио – христиане. Причем христиане разных конфессий – немного католиков, немного православных, немного протестантов. И я должен заботиться о них духовно. Духовно в данном случае значит – мудро. То есть, внеконфессионально – напоминая им о нашем общем христианском призвании, о евангельском духе.
 
- Насколько это возможно – вести внеконфессиональную проповедь? Как Вы объясняете это своим сотрудникам?
 
- Я говорю, что с одной стороны, мы должны говорить не о конфессиях, а о Евангелии. С другой, мы должны свидетельствовать о Христе не обобщенно, а таким образом, чтобы люди разных конфессий могли услышать от нас то, что касается именно их.
 
А чем еще Вы занимаетесь как главный редактор?
 
- Еще я, конечно, должен контролировать все выходящие в эфир программы – по крайней мере, следить, чтобы они не содержали антихристианского духа, и каких-то явно еретических идей. Чтобы не было каких-то пропагандистских моментов, чтобы не разжигалась межрелигиозная рознь. Ну и третье – это общее руководство редакцией. Все текущие проблемы, связанные с формированием сетки вещания – это мое. Мне нужно следить, чтобы все важные события церковной жизни, все важные церковные праздники были отражены в наших программах. Чтобы внимание уделялось и католической, и православной части аудитории. Например, 24-25 декабря мы готовим Рождественскую программу для католиков – а 6-7 января аналогичную программу для православных слушателей. Потому что для нас очень важно, чтобы на радио был дух христианского единства.
 
И все же, почему в ваших программах уделяется такое внимание именно православной традиции?
 
- Дело в том, что еще десять лет назад, когда отец Евгений Маццео создавал это радио, было ясно, что среди наших слушателей большая часть – это все-таки православные верующие. И мы понимаем, что раз они православные – мы должны говорить с ними на их языке. Поэтому мы приглашаем православных священников, чтобы именно они говорили со своей паствой, а не мы. У нас есть специальная техника, при помощи которой мы по субботам транслируем всенощные бдения, а по воскресеньям – литургии из православных храмов города. Все это мы делаем с разрешения настоятелей храмов и по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира.
 
- А протестантские службы вы транслируете?
 
- С протестантскими несколько сложнее. Потому что в городе очень много протестантских конфессий, и очень сложно кого-то выбрать. Если выберешь одних – другие скажут: а почему нас не выбрали? Но в рамках тематических передач мы готовы сотрудничать с протестантами. Недавно к нам приходили, например, лютеранские пасторы и выразили желание делать передачи о семье. Я поддерживаю это – потому что есть общие заповеди, универсальные нравственные идеалы, которые общие и для католиков, и для православных, и для лютеран.
 
- А реклама на вашем радио есть?
 
- У нас запрещена любая реклама, даже самая скрытая. Например, анонсируя те или иные события – в том числе церковные – мы не можем призывать наших слушателей посещать их. Например, мы сообщаем, что такого-то числа в таком-то храме будет служба такого-то епископа – но мы никогда не говорим: "И вы все, наши дорогие радиослушатели, обязательно придите". Мы просто даем информацию, а человек волен выбирать, сам принимать решения. Вообще в этих вещах нужна очень серьезная дипломатия и трезвость.
 
Каким способом это достигается?
 
- В том числе, мы очень внимательно смотрим на тех людей, кто впервые к нам приходит и предлагает какие-то программы. Например, приходят юристы и говорят, что будут говорить о той или иной проблеме – а на самом деле, по тексту, выясняется, что они планируют делать рекламу той или иной юридической конторы. Или приходят врачи, которые рекламируют какой-нибудь лечебный препарат – мол, " я работаю только с этим препаратом, и всем советую только его покупать, и только у меня, и адрес такой-то".. Хотя мы объясняем, что если вы хотите обсуждать с нашими радиослушателями их проблемы с жильем, с вопросами наследования, со здоровьем, помогать им – это полезно. Это не основной элемент нашей сетки, но до четверти времени мы можем уделять таким вещам.
 
Какое из направлений работы радио Вы считаете на данный момент приоритетным? Что нового бы Вам хотелось здесь сделать?
 
-  Радио – это прекрасная возможность христианского просвещения. Мы, католические и православные священники, работаем сейчас над тем, чтобы в рамках радио систематически излагать Закон Божий.
 
То есть, Вы предполагаете некий общий, внеконфессиональный курс?
 
- Да. Ведь у нас есть огромный общий пласт богословия, который в принципе не предполагает конфессиональных акцентов. Это учение о Христе, о Святой Троице, о Церкви, о спасении, о святых.. Конечно, нужно постепенно формировать у наших слушателей просвещенность в этих вопросах.
 
То есть, Вы полагаете, что аудитории радио не достает образования?
 
- Я считаю, что не достает ясности понимания того, что есть христианство. При том, что люди очень хотят быть христианами и готовы быть христианами.
 
По Вашим ощущениям, ваша аудитория – это люди воцерковленные, или скорее ищущие?
 
- По-разному. Исходя из тех вопросов, которые задают люди в прямом эфире, можно сказать, что есть и те, и другие. Причем я заметил, что часто человек просто называет свое имя, - но исходя из тех вопросов, которые он задает, можно понять, что он глубоко воцерковленный человек, что у него уже есть какие-то основательные знания, свой опыт размышления о вере. А бывает, наоборот, люди говорят: «Я – католичка», «Я – православный», - но вопрос, который они задают, показывает, что это люди, которые еще только собираются, как говорится, из язычества в христианство переходить. То есть, они на пути. А иногда даже неверующие люди звонят – случайно попавшие на нашу волну где-то в дороге.
 
Вы раньше служили в Саратовской епархии. Каковы Ваши ощущения от Петербурга? Прихожане здесь чем-то отличаются от саратовских?
 
- Я бы не сказал, что отличаются… На самом деле, и там, и там, и, наверное, во всех католических приходах в нашей стране, есть одна и та же проблема – все люди родом из Советского Союза. И людям не хватает стремления к общности. Некоторые элементы христианской жизни от этого у нас очень отстают, это видно.
 
Например?
 
- Например, для нас очень важно, что католики в России осознали, что нужно каждое воскресенье ходит на мессу. Мы считаем, что это уже хорошо и уже подвиг, - по сравнению с той жизнью, которую многие из этих людей вели до обращения. Но этого еще недостаточно. Хотелось бы, чтобы эти регулярные посещения были заполнены духом христианского служения, духом единства с собратьями по вере. Как таковой общинной жизни, общения нашим приходам не достает. Часто наши приходы – это просто место для совершения литургии. То есть, мы приходим, служим мессу, и расходимся по домам. Но ведь в церковной традиции – и католической, и православной – храм является не просто местом литургии, но местом, где человек ведет христианский образ жизни. У протестантов очень развито такое понимание. Они устанавливают так называемые служения на приходах – например, после литургии ходят в тюрьмы посещать заключенных, или в хоспис – помогать умирающим.. Я вижу, что мы – католики и православные в России – сейчас очень в этом нуждаемся. И мы пытаемся сейчас на радио говорить об этом.
 
А в каких формах обычно развивается общинная жизнь у современных католиков?
 
- Например, люди собираются попить чаю на приходе после литургии. Или собираются в группах, чтобы читать розарий и молиться о конкретных людях общины и об их нуждах. Или собираются по несколько человек, чтобы посещать на дому одиноких. Когда такие инициативы появляются – не с подачи настоятеля, а с подачи самих прихожан – тогда мы говорим: слава Тебе, Господи, наконец-то наш приход становится живой общиной.
 
- А по Вашим наблюдениям, много ли таких живых католических общин в Петербурге?
 
- Я бы не сказал, что пока много. Но некоторым это уже удается. Например, приход святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте. Там сразу виден дух общины. Заходишь туда – и сразу чувствуешь, что Дух Святой там имеет «густоту».. Видно, что там не просто совершается литургия – там есть стремление людей и до, и после литургии что-то вместе делать.
 
- Вы сказали, что советское прошлое осложняет развитие общинной жизни. Почему?
 
- Потому что в советское время люди утратили тягу к единству.
 
- Но ведь все, вроде бы, наоборот – «строем ходили»..
 
- Строем-то ходили, но по указке сверху..  А самостоятельности не было. В результате и до сих пор прихожане говорят: «Вы – настоятель, Вы нам как скажете, так мы и сделаем». Конечно, есть фундаментальные вещи, которые должен утверждать настоятель – но это не всего касается. И поэтому своим сотрудникам на радио я тоже сейчас все время говорю: мы вместе, давайте забудем, что я – начальник, а вы – подчиненные. Первое наше призвание в том, что мы – христиане, а то, что я – священник, а все вы – не священники, это уже другого рода благодать. В первую очередь я – христианин, такой же, как и вы. Если я об этом забуду – я стану чиновником. Мое призвание – такое же, как ваше: свидетельствовать о Христе, поэтому мы должны вместе делать это. И мы должны по возможности собираться, обсуждать это. Конечно, я в сложных вопросах сам приму окончательное решение. Но я должен это решение принять только по совести – после того, как мы вместе пытались найти верный путь. Только так у нас в редакции будет евангельский дух.
 
Справка:
 
"Радио Мария" - международная семья христианских просветительских радиостанций, основанная в конце минувшего века в Северной Италии. На сегодняшний день позывные "Радио Мария" звучат уже в 40 странах мира, среди которых Италия, США, Франция, Германия, Австралия, Ливан, Аргентина, Мозамбик и ряд других стран в разных уголках Земли, где вещание ведется на родном языке каждого народа. Все радиостанции интегрированы в единую систему. Это дает возможность стандартизировать формат вещания, разумнее распорядиться имеющимися возможностями и совершенствовать свою деятельность.

"Радио Мария" не занимается никакой коммерческой деятельностью, но существует только благодаря добровольным пожертвованиям своих слушателей и благодетелей.
 
В Петербурге «Радио Мария» вещает круглые сутки на частоте 1053 кГц. Подробнее о программе и деятельности радио – на сайте radiomaria.ru.
 
Беседовала Анастасия Коскелло,
«Вода живая»,
14.11.2007