«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Международные чтения «Достоевский и мировая культура» проходят в Петербурге

RSSRSS
Ключевые слова: наука, история
С 8 по 11 ноября в Литературно-мемориальном музее Ф. М. Достоевского в Петербурге проходят XXXII Международные чтения «Достоевский и мировая культура».
 
Чтения считаются наиболее представительным научным собранием, посвященным творчеству Достоевского, во всем мире. Они организуются каждый год ко дню рождения писателя - 11 ноября.  На этот раз конференция собрала более шестидесяти ученых из России, ближнего и дальнего Зарубежья.
 
Нынешние чтения еще раз подтверждают: исследуя творчество Достоевского, невозможно не касаться религиозной проблематики.
 
Как отметил один из докладчиков, литературовед Владимир Захаров (Москва), «Россия и Европа, Восток и Запад, Православие и Католичество – вот оппозиции Достоевского». Ученый, в частности, напомнил, что все важные перемены в жизни героев Достоевского происходят накануне или в дни религиозных праздников: на Рождество («Записки из мертвого дома»), на Пасху («Униженные и оскорбленные»); на Святой неделе происходит физическое выздоровление Раскольникова, после которого происходит и его духовное перерождение.
 
Доклад Нины Будановой (Санкт-Петербург) «Паломничество «русского скитальца»» был посвящен теме странничества у Достоевского. Автор обнаружила два значения слова «странник», присутствующие в творчестве Достоевского. С одной стороны, странник, «странный человек» - это действительно паломник, который, отказавшись от оседлой жизни, ходит по святым местам. Типичным странником является Макар Иванович Долгорукий, персонаж романа «Подросток». С другой стороны, главный герой романа, Аркадий Долгорукий, считает «бродягами» не людей, подобных Макару, а русских интеллигентов, заблудившихся в тумане безверия (к которым причисляет и себя). А в знаменитой Пушкинской речи Достоевского термин «скиталец» сближается по значению с термином «лишний человек».
 
Надежда Михновец (Санкт-Петербург) в докладе «Кроткая» как последнее свидание: диалектика прецедентного и беспрецедентного» останавливается на любопытных парадоксах, содержащихся в повести. С одной стороны, героиня – самоубийца. С другой стороны, она – «кроткая», а «кроткие наследуют Землю». А муж-атеист, приведший героиню к самоубийству, несет смерть в себе самом. В ходе полемики, развернувшейся после доклада, была сформулирована мысль, что самоубийство Кроткой сродни подвигам раннехристианских мучениц, которые накладывали на себя руки, чтобы не быть изнасилованными римскими солдатами. Споры вызвало утверждение автора о том, что герой повести действительно не помнит, кто сказал «любите друг друга». Ведь не случайно следующей его фразой было «Чья это заповедь?». То есть, речь идет не о забвении в прямом смысле слова, а, скорее, о нежелании знать...
В докладе  ""Живая жизнь" в духовно - нравственных поисках Достоевского" кандидат филологических наук Марина Кустовская (Симферополь) отметила, что "главный  вопрос, который,  мучил писателя всю жизнь - это существование Божие. И без его рассмотрения невозможно говорить ни о действительности, ни о героях, ни о событиях". "Достоевский с тревогой вглядывался в текущие события, предчувствуя их значимость для будущего. На примере своих произведений показывая, что, утратив исконную веру и Свет Христов, русские не смогут жить с пустотой внутри и поэтому будут спешить эту пустоту заполнить. Русские атеисты и русские иезуиты произойдут из жажды духовной, из тоски по высшему делу, из тоски по России, в которую веровать перестали" – полагает Марина Кустовская.
 
«Вода живая»,
10.11.2007