«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

В Петербургском госуниверситете защищена кандидатская диссертация о Поместном соборе 1917-18 годов

RSSRSS
Ключевые слова: наука
11 октября на Философском факультете СПбГУ была с успехом защищена кандидатская диссертация на тему «Поместный собор Русской Православной Церкви 1917-18 годов и принцип соборности».

Исследование уникально хотя бы в силу того, что его автор – Лоран Дестивель – является священником Римско-Католической церкви. Известный богослов-доминиканец, отец Гиацинт Дестивель, руководит богословским исследовательским центром «Istina» в Париже, преподает в парижском Католическом институте. Его усилиями все материалы собора 1917-1918 гг. были переведены на французский язык и опубликованы во Франции.

В диссертации о. Гиацинта представлен новаторский взгляд на природу соборности в Русской Православной Церкви. По мнению о. Гиацинта, на соборе 1917-18 годов зародилось новое понимание принципа соборности, которого ранее не было в РПЦ. Это не изобретенная славянофилами «демократическая» соборность, напоминающая светский парламентаризм (когда каждый епископ путем голосования стремится реализовать интересы той группы священников, и мирян, которую он представляет), и не более традиционная «епископальная» (подразумевающая, что основные решения в Церкви принимают епископы, а поместный собор лишь утверждает решения собора архиерейского). Это так называемая «харизматическая» соборность, при которой правом голоса наделяются все участники поместного собора, однако за архиереями остается право вето на решения пленарных заседаний. Такое понимание соборности, по мнению о. Гиацинта, могло бы восстановить «баланс сил» в тогдашней Русской Православной Церкви и, с одной стороны, преодолеть изолированность священства от паствы, а, с другой, ограничить давление на Церковь со стороны демократически настроенных мирян.

Автор также задается вопросом: что современная Русская Церковь, в России и за ее пределами, унаследовала от принципа соборности, выработанного в 1917-18 годах? Анализируя современную ситуацию в РПЦ в России и за рубежом, он делает вывод: «как на высшем уровне (сохранение патриаршества и соборной системы), так и на низшем (активное существование, иногда полуподпольное, приходов), Русская Церковь унаследовала основные идеи Собора 1917-18 годов». В то же время, «некоторые наиболее новаторские, с точки зрения принципа соборности, решения (такие, например, как голосование при избрании епископа)», были приняты лишь некоторыми православными структурами на Западе (Архиепископии православных русских церквей Франции и Западной Европы).

Следует отметить, что наследие Собора 1917-18 годов до сих пор не подвергалось детальному осмыслению в науке. Хотя постановления собора, а также часть деяний были опубликованы еще в 1918 году, фактически эти документы оставались недоступными широкой аудитории вплоть до переиздания их в 1994-2000 годах Новоспасским монастырем. Критического издания постановлений и деяний собора до сих пор не существует.

С авторефератом диссертации Лорана Дестивеля можно ознакомиться на сайте СПбГУ (http://www.spbu.ru/Disser/phylo/destivel.zip).

Анастасия Коскелло,
«Вода живая»,
13.10.2007