«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

В номере:

Островок в океане язычества
Островок в океане язычества
Апостол в неделю 17-ю по Пятидесятнице
Они узнали Его
Они узнали Его
5-е воскресное евангелие на воскресной Утрене
От проклятия  до преображения
От проклятия до преображения
Экология в Библии?! Чего только не пытается найти современный человек в Священном Писании. Мы ведь знаем, что Ветхий Завет — развернутый рассказ о богообщении, о взаимоотношениях единого Бога с еврейским народом. Причем здесь защита окружающей среды? По мнению преподавателя кафедры библеистики филологического факультета СПбГУ Кирилла Битнера, «экологические» идеи библейского текста неотделимы от религиозной составляющей и прямо на нее опираются.

Главная / Новости /

Сергей Филатов: «Вертикальная структура общества нужна не тем, кто принадлежит к Церкви, но тем, кто думает о стабильности государства»

RSSRSS
Ключевые слова: государство, наука, конфессии
27 сентября в рамках конференции «ACCOMODATING RELIGIOUS DIVERSITY» (дословно – «привыкание к религиозному многообразию») в Санкт-Петербургском госуниверситете выступил известный московский социолог, научный сотрудник Института востоковедения РАН, руководитель проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России» Сергей Филатов.

Он поделился своим взглядом на динамику развития религиозной ситуации в постсоветской России. Так, самыми успешными из всех конфессий в начале 90-х, по словам Сергея Филатова, были протестанты: «если в советское время они были «маргинальной» прослойкой общества, то в 90-е они завоевали серьезные позиции в среде интеллигенции и бизнеса».

Однако с середины девяностых ситуация начала меняться. По мнению Сергея Филатова, «возник серьезный конфликт между так азываемыми «традиционными» и «нетрадиционными» религиями». Лозунг возвращения к национальным корням стал ведущим во всей общественной жизни, в том числе и в религиозной. В результате «нетрадиционность» стала главной причиной дискриминации. Религиозное единообразие стало поистине что стало общественной установкой», - полагает ученый. Он напомнил также, что в связи с этим на различные протестантские общины после 1997 года стали «сыпаться различные обвинения, в том числе в использовании психотропных наркотиков».

В РПЦ в это время усилились охранительные настроения. Поскольку главной задачей нации было провозглашено укрепление мощи государства и сохранение русской идентичности, то и религия была призвана служить этой цели. Хотя, по мнению самого Сергея Филатова, «вертикальная структура общества нужна не тем, кто принадлежит к Церкви, но тем, кто думает о стабильности государства».

На вопрос о либеральном крыле в РПЦ, Сергей Филатов ответил, что особым влиянием это крыло никогда не пользовалось, - просто в начале 90-х оно могло более свободно выражать свои мысли, в связи с чем было более заметным. «Не следует забывать о том, что большинство верующих в РПЦ консервативны. И поскольку паства выступает против экуменизма, то и священноначалие не может делать серьезных шагов в этом направлении», - добавил он.

Григорий Шеин,
«Вода живая»,
28.09.2007