«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Блоги /

Попятное продолжение

Виктор Тихомиров

Виктор Тихомиров

Художник, режиссер, журналист.

Опубликовано в журнале Вода живая. № 5. 2010 [124]
Все публикации автора

Всероссийская премьера фильма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем-2. Предстояние» прошла в Государственном Кремлевском дворце. Публика, преодолевшая многочисленные кордоны, собралась сплошь избранная. В толпе прогуливались военные в форме 40-х об руку с дамами, наряженными по моде тех лет, звезды экрана и популярные политики. Даже пригласительные билеты выполнены были в виде фронтовых «треугольников». Буквально все предвещало масштабное высококультурное зрелище, тем более картина «Утомленные солнцем» согревала зрительскую память, поскольку была хороша.

Но с первых кадров новой картины и до ее конца нарастал в душе протест, и таяла надежда на оправдание художественных ожиданий.

Маршал Котов, предстающий зрителю заключенным, оказывается вдруг по-воровски суетлив и совершенно лишен былого достоинства в словах и жестах. Неясно, актерский или авторский это промах? На пальцах его руки одета стальная перчатка с выдвигающимся, как в американских «ужастиках», лезвием, почему-то ускользнувшая от внимания охраны и, против зрительских ожиданий, в дальнейшем никак не «срабатывающая», хоть и демонстрируемая не раз. Эта странная мелочь не единственная: то у чекиста — грива, как у битла, то на курсантах послевоенные ремни с бляхами. Солдаты в окопах, видимо для пущей выразительности, набиты «плечом к плечу» вместо положенных шести метров между бойцами.

Можно спорить о наличии драматургии, мотивов поступков героев или просто сюжета. Но только авторской волей может явиться на экране бестактное смешение скабрезности и трагедии. Да, на войне так бывает, но на экране приобретает циничный смысл. Например, автор решил, что здорово, если в задницу летчику-немцу попадает ракета, а после пусть тонет целая баржа детей и раненых. Героиня спасается на мине, затем целует ее и дуновением отсылает обратно в море, где тотчас взрывается наш пароход. В другом случае, эта же героиня избегает изнасилования ценой гибели целой деревни. Приходит на ум, что от этой женщины вообще стоит держаться подальше. Случайно оторвавшаяся с немецкого самолета бомба непременно должна угодить в православную церковь, чтоб спасти героя. Как-то не чувствуется в этом сюжетной необходимости, тем более, о Божием промысле речь в фильме не раз заходит.

С юмором в картине вообще плоховато. Никогда не смешно, хоть и актеры стараются. Действие то и дело самым неподходящим образом сбивается на клоунаду. В конце концов, это логически доходит до пошлости вместо трагизма в сцене с обгорелым танкистом, просящим медсестру показать «сиськи», с последующим, на манер стриптиза, ее раздеванием и многозначительным отъездом камеры.

Конечно, и худшие опасения по поводу демонстрации всяческой «расчлененки», распоротых животов, оторванных ног и прочего, при просмотре оправдываются. Зритель, впрочем, уж привык давно и не переживает, смекая, из чего это слеплено и чем раскрашено. Будто неизвестно профессионалам, что условность и иносказание действуют сильнее и дольше (не на коммерцию, правда). Ну, может, это наоборот, такой гуманистический ход? Однако все эти «промахи» делают публику невосприимчивой к удачным кадрам.

Словом, к концу фильма никого уж не жаль, поскольку фальшь перевешивает. Актеры, правда, свое отрабатывают доб?росовестно, как и все прочие службы. И оператор достоин похвал. Но кино — искусство режиссерское... И тут вдруг выясняется, что финала-то и нет, а будет еще серия. Тем же, кто первого фильма не видал, и вовсе ничего нельзя понять.

Спрашивается, для кого кино? У меня отец прошел три войны, вся грудь в медалях, две контузии, кое-что рассказывал. И это вполне сочеталось с такими «фронтовыми» картинами, как «Хроника пикирующего бомбардировщика», «Женя, Женечка и Катюша», совсем скромным, но блистательным фильмом «На войне, как на войне», где все герои становятся зрителю родными. А уж «Иди и смотри» — просто укор «Предстоянию».

Неужто режиссер так точно чувствует «пульс времени», что в аккурат угодит очерствевшей массе, да еще и разовьет ее патриотические чувства, а я — всего лишь завистливый отщепенец?..

Добавить комментарий

Комментарии

Михаил Кучин (11 мая 2010, 18:15)
Интересная точка зрения. Скорее, соглашусь =)
АЕ (12 мая 2010, 01:13)
ура! заработали блоги :)
Анастасия (12 июня 2010, 14:27)
Если почитать, что сказал сам Никита Михалков, становится ясным, что фильм полностью провалился. Жаль, что вообще вышло продолжение.
Andriy Andreyev (14 июня 2011, 02:26)
Фильм правильный, смотреть его надо, конечно, не вырывая 1-ю и последнии серии из общего контекста. Кроме того, чтобы ясно увидеть концепцию картины, необходимо хоть немного уделить внимание хрестоматийным разъяснениям режиссёра по ключевым моментам фильма (данных им в монологах и интервью на сайтах и пресс-конференциях), без которых его понять просто невозможно.