«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 7, 2011 год

Вода очищающая



В слове «крещение» нам прежде всего слышится «крест», и большинство из нас не задумывается об истории происхождения этого слова. Однако у читателей греческого текста Нового Завета возникали совершенно другие ассоциации. Греческое слово βπτισμα происходит от глагола βπτω, означающего «погружать», «окунать», «макать». Поэтому крещение Иоанна, описанием которого открывается Евангелие от Марка (Мк. 1, 1-8), буквально означало «омовение Иоанна» — обряд погружения в воду, совершавшийся Иоанном, сыном Захарии и Елизаветы, в Иордане.
Ритуальные омовения были неотъемлемой частью ветхозаветной и греко-римской культуры. Вода — источник жизни человека, основа плодородия, именно поэтому великие реки, орошающие землю, вытекают из райского сада (Быт. 2, 10-14). Однако она может стать могучей и неудержимой стихией, уничтожающей в волнах потопа противящееся Богу творение (Быт. 7,11-24). Вода очищает и восстанавливает первозданную чистоту, потерянную в результате осквернения и загрязнения. Именно поэтому омовение служило подготовительным ритуалом к встрече с Богом, предполагавшей чистоту и непорочность сердца. Оно было частью посвящения ветхозаветных священников, а также совершалось ими перед каждым служением в Иерусалимском храме (Исх. 29). Сам Христос омывает ноги ученикам, приготовляя их тем самым к первой Евхаристии (Ин. 13, 8-10).
Вода для ветхозаветного человека — символ свободы и новой жизни. Проходя через воды Чермного моря, Израиль свергает с себя узы египетского рабства — ведь именно через омовение в древности получали свободу рабы. В иудаизме существовал обряд перехода язычников в иудаизм, включавший погружение в присутствии раввинов в «живую», т.е. холодную и проточную воду. Раввины полагали, что после этого обряда «прозелит подобен новорожденному ребенку», поскольку его жизнь обретает совершенно новое качество.
Перед свадьбой ритуальное омовение совершала невеста, готовясь к радостной встрече жениха, и именно этот образ использует апостол Павел, применяя его к отношениям Христа и Церкви (Еф. 5, 26). Наконец, пророки провозглашали эсхатологическое очищение как начало новой жизни человека с Богом: «И освящу великое имя Мое, бесславимое у народов, и узнают народы, что я Господь... И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших... И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам... И будете жить на земле, которую Я дал отцам вашим, и будете Моим народом, и Я буду вашим Богом» (Иез. 36, 23-28).
В греко-римской религии также присутствовала идея прощения грехов и нового рождения, связанного с ритуальными омовениями. Тертуллиан в III веке говорил, что «язычники повсеместно очищают селения, дома, храмы и целые города, обнося вокруг них воду и окропляя ею. И во время праздника Аполлона и Элевсинских мистерий они совершают омовение, веря, что делают это для рождения к новой жизни и освобождения от наказания за свое вероломство». Однако многие античные авторы предостерегали от формального подхода к этим обрядам, если их не сопровождало внутреннее перерождение: «Глупец, кто думает, что тяжкий грех убийства очищен может быть речной водой» (Овидий).
Омовение было так важно в деятельности Иоанна, что современники дали ему прозвище «Креститель», так называли его друзья и враги. Он проповедует в пустыне и крестит в водах Иордана. В центре его проповеди — призыв к покаянию, обращению (μετάνοια), изменению образа мысли и жизни перед лицом грядущего Бога. Принимающий этот призыв должен был исповедать свои грехи, отречься от ветхого бытия, изменить свои отношения с Богом и ближними. «Я крещу вас в воде в покаяние» (Мф. 3, 11) — водный обряд, хорошо понятный современникам, был видимым знаком этого изменения. Эти последние слова Ветхого Завета, звучащие на заре Евангелия, только подчеркивают временный характер деятельности Иоанна: он — Предтеча, готовящий к мессианскому крещению Духом Святым, которое в день Пятидесятницы начнет новое бытие христианской Церкви.

протоиерей Владимир Хулап