«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 5, 2011 год

Пасха в Иерусалиме

Иерусалим — место сочетания невозможного. Три мировые религии связывают с ним свои ожидания. Этот город поражает святостью и цинизмом одновременно (уже и здесь научились переводить духовные переживания туристов в свободно конвертируемую валюту). Надо все время держать в голове образ Небесного Иерусалима, чтобы открывать его отблеск в Иерусалиме земном, иначе очень легко сначала обольститься, а потом разочароваться...

Здесь во всем можно увидеть удивительно схожие и разительно отличающиеся моменты. На улицах Старого города звучит узорчатый арабский язык и четкий, бьющий в цель иврит. И тот, и другой языки будто идут из глубины, звук поднимается из центра тела, гулкий, сильный. Палестинцы не торопятся, евреи спешат выразить свою мысль, их речь более краткая, лаконичная, собранная.
Единство и разделенность особенно чувствуются в этой небольшой восточной стране. Барьеры между людьми будто материализуются в перегородки внутри храма Воскресения, а на уровне страны — в серые стены между израильскими и палестинскими территориями, исполосовавшими лицо Израиля.
В Иерусалиме около 20000 местных христиан (не более 2-3% населения) разных конфессий, это достаточно узкий круг людей. По свидетельству местных, главы Церквей порой не могут прийти к согласию и миру, а на уровне человеческого общения вопрос конфессиональной принадлежности находится далеко не на первом месте: члены одной семьи ходят в разные церкви и при этом мирно сосуществуют. В те годы, когда Пасхальные торжества в разных Церквях следуют одни за другими, христиане сменяют друг друга в местах воспоминания последних дней жизни Иисуса. В этом году, как и в прошлом, весь христианский мир отмечал Пасху в один день, следующий раз такое случится в 2014 и 2017 годах. Это особенное время для Иерусалима и его жителей. Например, в Великий Четверг в храме Гроба Господнего одновременно православные греки служат Литургию в своей церкви, католики — в своей, армяне — на балкончике внутри, копты — в своем пределе за кувуклией (часовней над пещерой Воскресения), а эфиопы — в своем монастыре на крыше храма. Разделились? Да. Но и объединились одновременно, потому что все предстоят в этот момент Господу по общему поводу, с одинаковыми прошениями и благодарениями. В храме Гроба Господнего существует так называемый «статус кво», согласно которому каждая христианская конфессия имеет строго определенное место и время проведения богослужений. Чтобы не было ссор между Церквями, начиная с XII века ключ от храма хранится в мусульманской семье Нусейбе, ведущей свою историю от истоков ислама (по семейной легенде их далекий предок был одним из помощников Мухамеда). Представитель этой семьи каждый день открывает и закрывает храм, ответственность переходит от отца к сыну. Более 20 последних лет ключ хранит Ваджих Нусейбе, кстати, он три раза был в России: по приглашению Владимира Путина, Патриарха Алексия II и муфтия, а также просто навестить друзей. Хранить порядок в святые пасхальные дни местным христианам помогает израильская полиция и армия.
В Страстную пятницу город превращается в нескончаемый поток крестных процессий, в этом потоке людей и крестов вопрос конфессиональности растворяется. В те годы, когда Пасха празднуется одновременно во всех Церквях, особым моментом становится схождения благодатного огня в Великую Субботу, все Церкви спешат отнести к себе лампадку, зажженную от огня. Настоящим испытанием эти дни становятся для православных христиан: некоторые из них не спят всю ночь, чтобы первыми попасть в храм, многим не удается зайти, а те, кто оказался внутри, по 4-5 часов в страшной тесноте ожидают схождения огня. По свидетельству даже тех людей, которые скептически относятся к этому событию, чудо — уже то, что все остаются живы и не травмированы (давка в храме, мало воздуха, недостаточно питьевой воды). Но потом, когда все трудности позади, наступает момент радости и ликования: счастливые лица, пучки долгожданных горящих свечей в руках, дети разносят огонь по улицам Старого города...
Каждый год мы снова и снова литургически проживаем события последней недели жизни Иисуса Христа, каждый раз история и вечность переплетаются, порой помогая, порой затрудняя постижение тайны. Вход Господень в Иерусалим, последняя трапеза с учениками и установление Евхаристии, молитва в Гефсиманском саду на Масличной горе, взятие Иисуса римскими воинами, суд, осмеяние толпой, крестный путь на Голгофу, распятие, погребение и Воскресение, пришествие Марии Магдалины ко гробу, явление Воскресшего Христа ученикам по дороге в Эммаус... Все это происходило именно здесь. От такой смысловой насыщенности кружится голова. Прожить страстные и пасхальные дни в Иерусалиме — мечта многих христиан. И все же, как далеко земному Иерусалиму до Небесного, так сложно без особого настроя и душевного усилия проникнуть на уровень вечности. Кажется, что здесь все должно помогать более глубокому осознанию христианства. И да, и нет. С одной стороны, непостижимая святость этого места, с другой — шум, множество паломников, еще больше туристов, для которых главная цель поездки — сфотографироваться на фоне часовни над пещерой Воскресения Иисуса в храме Гроба Господнего.
В этом году иудейский Песах праздновался с 19 по 26 апреля, попадая на Пасхальную седмицу, словно в одной точке соединилось то, что было, есть и будет. Иудеи, вспоминающие освобождение из египетского плена; христиане, проживающие вновь и вновь последние дни жизни Иисуса Христа, радующиеся пути из рабства греха и смерти к всеобщему воскресению. И те, и другие ожидают Божия Помазаника, порой по-разному представляя Его приход. Парадоксальным образом нас объединяет ожидание. Маранафа, гряди, Господи Иисусе, долгожданный Царь Израилев! И увидим мы Новый Иерусалим, сходящий с неба, приготовленный, как невеста, украшенная для мужа своего.

Ирина Левина,
фото: Custody of the Holy Land / M.A. BeaulieuИерусалим, весна 2011 года.