Подойдите к книжной полке и пробегите глазами по корешкам книг. Сосчитайте, сколько романов и повестей с классическим любовным сюжетом, которые заканчиваются либо женитьбой, либо разлукой до брака. Рискну предположить, таких произведений будет большинство. А теперь попробуйте припомнить хотя бы несколько книг, которые описывали бы отношения молодоженов после свадьбы... «Семейное счастье» Льва Толстого, «Госпожа Бовари» Густава Флобера, «Жизнь» Ги де Мопассана, «Унесенные ветром» Маргарет Митчелл, «Эрек и Энида» Крестьена де Труа... Не густо. Получается, что литература (как и любое другое искусство) видит в браке кульминацию любовных отношений, за которой ничего примечательного не следует: пылкое чувство непременно оборачивается охлаждением, на смену неординарности приходит обыденность, брачный союз оказывается чреват разводом, а любовь — равнодушием...
Но искусство, которое по сей день эксплуатирует тему «добрачной любви», идет по слишком простому пути. В действительности то, что следует за брачным пиром, намного интереснее и глубже любой любовной мелодрамы. Первые годы в браке — особенные: влюбленность никуда не уходит, но появляются другие чувства, другие душевные обстоятельства, которые, конечно, делают любовь иной. Она обретает сложность в той мере, в какой вообще сложен человек, душа которого соткана не только из прекрасных радостей молодости.Первые годы — это и первые усилия по сохранению любви. Если влюбленность — чувство, которое приходит и уходит помимо нашей воли, то любовь достигается и сберегается трудом. Влюбленность лишь помогает любить. И потому так важен начальный период супружества, когда можно без особого напряжения учиться уважать и понимать другого, что так сложно без дарованного Богом влечения. Влюб-ленность — что-то вроде демо-версии дорогой компьютерной программы, которую нам разрешают скачать для ознакомления. Через некоторое время она перестает работать и требует от нас некоторых поступков: мы должны заплатить, узнать пароль, получить доступ к полной версии. Так и любовь без усилий умрет сама собой.Тем печальнее, что время от регистрации брака в ЗАГСе до появления ребенка — белое пятно в пастырском богословии. Мы — священники и миряне — мало обращаем внимания на этот отрезок супружеского пути, считая, что семья станет настоящей только после появления первенца. Мы забываем, что Христос посреди тех, кто любит друг друга, и совершенство этой любви от количества любящих не зависит. Поэтому очередная тема номера — супружество именно с точки зрения отношений между мужем и женой.