«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 4, 2011 год

Сословные перегородки

Разделение естественное...

Иерей Константин Костромин, клирик Свято-Исидоровского храма, преподаватель истории РПЦ в СПбПДАиС
Наиболее удачным мне кажется определение «сословности», принадлежащее знаменитому историку В.О.Ключевскому, который написал большую работу по истории сословий в России. Он считал, что «сословие — термин государственного права и обозначает известный ряд политических учреждений. Сословиями мы называем классы, на которые делится общество по правам и обязанностям. Права дает, либо утверждает, а обязанности возлагает государственная верховная власть, выражающая свою волю в законе. Итак, сословное деление — существенно юридическое, устанавливается законом в отличие от других общественных делений, устанавливаемых экономическими, умственными и нравственными условиями, не говоря о физических».

Иерей Димитрий Симонов, ведущий круглого стола, клирик храма Богоявления на Гутуевском острове
Апостол Павел писал, что во Христе нет ни раба, ни свободного. Но есть мнение, что все, что происходило в Церкви в первые века христианства, совершали люди свободные, поскольку рабы не могли повлиять на ход событий. Так приемлемо ли для христианина сословное разделение?

Протоиерей Александр Сорокин,настоятель храма Феодоровской иконы Божией Матери
Оно приемлемо постольку, поскольку является такой же неизбежной принадлежностью мира, как законы природы, особенности человеческой психофизиологии. Человек призван управлять этими законами, царствовать над ними, преодолевая то, что служит соблазном, в этом суть и смысл духовной жизни. Новизна Нового Завета в стремлении приобщиться жизни во Христе, которая преобладает над всеми природными различиями. По тем же словам апостола Павла, для христианина стираются все различия: и национальные, и половые. Но при этом мы остаемся по плоти сыновьями и дочерьми, каждый из нас принадлежит тому или иному слою общества, а выражаясь старинным языком — сословию. Мы стремимся во Христе преодолеть различия, но это нам дается с большим трудом, и поэтому мы считаемся с тем, кем являемся во «внешнем» мире.

...Но не актуальное

Протоиерей Даниил Ранне,настоятель храма святой равноапостольной Марии Магдалины в г. Павловске
С 1917 года полностью изменилось понятие «сословие», поэтому его нельзя применять к сегодняшнему обществу.

Иерей Константин Костромин:
В любом обществе существует некая социальная структура, и, так как сегодня общество не называет себя сословным, человек характеризует себя не по происхождению, своим правам или обязанностям, а по роду деятельности. Поэтому современная социальная структура и сословие — разные вещи, исходя из определения Ключевского. Это противопоставление наталкивает на мысль, что и догматическая жизнь Церкви, и ее социально-политическое бытие — вещи настолько разные, что их невозможно соединить воедино. Хотя человек считает себя свободным во Христе, при этом с социальной точки зрения он может свободным и не быть.

Протоиерей Александр Сорокин:
Да, к сожалению, это так. В том числе и потому, что мы догматику воспринимаем как отвлеченные умствования богословов, хотя ее следует понимать как реальное учение, наставление, которым мы должны руководствоваться в жизни. Разговор о сословности — несколько искусственная попытка взглянуть на ситуацию глазами прошлого. Ведь поскольку поменялся строй, то все сословия, в том числе и дворянское, ушли в прошлое.

Александр Михайлович Карамзин,член Союза российских дворян
Дворянское сословие существовало при определенных институтах власти, при монархии, и, как многие другие властные институты того времени, готовило граждан России. Оно формировало определенные ценности и правила поведения. Дворянское сословие сегодня? Я не представляю, как это будет выглядеть...



Иерей Константин Костромин:
В сословном обществе человек служит государству, идея служения объединяет все сословия. При этом сословная структура в России стала разрушаться еще в ХVIII—ХIХ веках, когда сословия стали отказываться от обязанностей, т.е. от служения. Вольности дворянству были дарованы еще Петром III, манифест 1861 года об освобождении крестьян был подписан Александром II, а духовное сословие освободилось от государственной опеки в 1905 году, когда в манифесте 17 октября были провозглашены свобода слова и вероисповедания. Большевики после переворота лишали прав буржуазию, дворянство и духовенство именно по сословному принципу. Окончательно отменен сословный принцип был только в 1991 году. Сегодня у нас нет сословий потому, что права (хотя бы по Конституции) равны. Общество тоже не хочет признавать принцип сословности. Если раньше люди осознавали разницу между сословиями и вели себя соответствующим образом, то сейчас общество апеллирует к идее тотального равенства.

Протоиерей Даниил Ранне:
Если мы говорим о современности, то уже не можем руководствоваться понятиями Ключевского, ведь те принципы, что были раньше, сейчас полностью отвергнуты. Современный человек под сословием подразумевает совершенно другое — различные страты (от латинского stratum — слой.— Прим. ред.) общества. Сословность для многих сейчас — социальное расслоение. Например, есть люди богатые, а есть бедные, есть без определенного места жительства. По сути, понятие социального статуса в обществе и становится в искаженном, совершенно неправильном отношении восприниматься как сословная характеристика.Все равны, но некоторые равнее

Иерей Константин Костромин:
Вероятно, мы присутствуем при формировании нового деления, которое в перспективе может быть названо сословным? Если та или иная группа захочет законодательным образом закрепить свои особые права, не сходные с правами других, то мы сможем говорить о возрождении этого явления. Например, Церковь захотела бы выглядеть отдельным сословием именно юридически, т.е. через законодательные инициативы заявить о себе как о самостоятельной силе, обладающей особыми государственными правами и обязанностями.

Иерей Димитрий Симонов:
Мы должны разделить эти вопросы: желание Церкви как института принимать активное участие в жизни государства и требование для себя особого статуса. У сословности не может быть юридического статуса, перед законом все равны.



Иерей Константин Костромин:
Позвольте не согласиться с этим. Есть те, кто нарушает правила движения, но им отдают честь сотрудники ГИБДД, а есть те, кого они штрафуют по любому случаю. Мы видим, что закон един для всех, но отношение государственных органов разное. В реальности сословия есть, поскольку по факту у всех различные права.

Иерей Димитрий Симонов:
И все-таки есть для Церкви в социальном неравенстве что-то чуждое? Или же она воспринимает социальное неравенство как норму жизни?

Иерей Константин Костромин:
Допустим, приходит в храм человек и выясняется, что он довольно богатый предприниматель. У священника возникает проблема: с одной стороны, он не имеет права выделять его из среды других прихожан, а с другой стороны, этот человек сам чувствует свое социальное неравенство и не хочет молиться и трудиться в приходе вместе со всеми. Дальше. Один священник будет настаивать на вступлении его в общину и жизни среди других прихожан, а другой — выполнит его желание обособиться. И тот, и другой подходы сегодня существуют.

Протоиерей Даниил Ранне:
Церковь выше любого социального неравенства. Это важный ее признак. Она занимается иными вопросами, поэтому говорить о какой-то социальной борьбе в обществе не входит в задачи Церкви. Она учит людей социальной ответственности и через такую ответственность приходить к правде.



Александр Михайлович Карамзин:
Обратите внимание, любая государственная власть старается подчинить Церковь себе. Привилегированные классы хотят, чтобы она служила только их интересам. Но действует только тот закон, который максимально приближен к справедливости. Значит, Церкви лучше отмежевываться от сословных противоречий.

Протоиерей Даниил Ранне:
Церковь должна принимать все сословия, потому что каждая социальная группа имеет свою психологию и свое мировоззрение. Объединяя их в себе, Церковь разрушает сословные стереотипы и тем самым освобождает в сердце каждого человека область для Христа. Так рождается христианин, а христианин вне сословий, поскольку поступает по тем правилам, которые начертаны на сердце.Церковь прекрасна в своей многогранности. Она воспитывает людей таким образом, что они социально ответственны друг за друга. Если я имею возможность помочь тому, кому плохо, я должен ему помочь в любом аспекте: материальном, духовном или психологическом. Когда эта модель работает в общине, начинает меняться мировоззрение человека, а значит и всей общины. Так Церковь может участвовать в социальных преобразованиях. А если мы будем выходить с какими-то законодательными проектами, мы уйдем от самой сути христианства.

Бессословное священство

Иерей Димитрий Симонов:
Насколько правомерно говорить о духовенстве как о сословии, если изначально предполагается призвание к священству?

Иерей Константин Костромин:
С 1721 года, когда Петр I утвердил Духовный регламент, священство было сословием. Был издан государственный закон о том, кто такие служители Церкви, чем занимаются, какие права и обязанности у них есть.

Протоиерей Александр Сорокин:
Стиль жизни, поведение, обязанности священника представляют собой нечто отличное от других человеческих служений и профессий. С этим трудно спорить. Но эти очевидные отличия не дают права характеризовать духовенство как сословие. Даже когда дети священников становятся священниками, такое явление можно встретить и в других профессиях. В царской России в этом плане Церковь мало чем отличалась от Церкви ветхозаветной, когда существовал династический принцип.

Протоиерей Даниил Ранне:
В Церкви всегда присутствует преемственность. Как, например, при рукоположении архиерея человек принимает Святого Духа через возложение рук, а затем передает это другому. Преемственность имеет смысловое значение в воспитании. Христианин воспитывается общиной, и (в классическом варианте) лучшие становятся епископами.

Иерей Димитрий Симонов:
Возможно ли в наше время возвращение сословного устройства общества?

Александр Михайлович Карамзин:
Сословия формируются обществом и государством. На данный момент я не вижу возможности их возвращения. Что касается будущего, то демократия ни в одной стране еще нормально не закончилась. Обязательно приходил кто-то, кто через колено все ломал. В России возможны любые метаморфозы. Но возвращения к тому, что было, практически невозможно.

Протоиерей Даниил Ранне:
Не наша задача решать, нужны сословия или нет. Наша задача — воспитание в христианах осознания нравственной ответственности перед обществом. Важно, чтобы в каждом из нас внутреннее, глубинное ощущение христианства могло проецироваться на наши отношения с окружающими людьми.

Подготовила Ольга Сергеева