«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 4, 2011 год

Немощь человеческая и сила Божия Евангелие в Неделю 4‑ю Великого поста



14 И когда вернулись они к ученикам, увидели, что вокруг них много народа и с ними спорят книжники. 15 И тотчас весь народ, завидев Иисуса, пришел в большое волнение, и к Нему подбегали Его приветствовать. 16 И Он спросил их: «О чем вы спорите с Моими учениками?» 17 И ответил ему один из толпы: «Учитель, я привел к Тебе моего сына, одержимого духом немым. 18 Где бы дух этот на него ни напал, он валится наземь, на губах у него пена, зубами он скрежещет, а тело сводит судорогой. Просил я учеников Твоих, чтобы они изгнали духа, а они не смогли». 19 И сказал Иисус им в ответ: «О поколение, не имеющее веры! Сколько Мне еще быть с вами? Сколько еще терпеть вас? Ведите его ко Мне!» 20 И привели его к Нему; и когда бесноватый завидел Иисуса, тотчас дух сильно схватил его, и тот свалился и катался с пеной на губах. 21 И спросил Иисус его отца: «Как давно это случилось с ним?» А тот ответил: «С детства! 22 И много уже раз дух бросал его и в огонь, и в воду, на погибель ему. Так помоги же нам, сжалься над нами, если Ты что-нибудь можешь!» 23 Но Иисус сказал: «Если ты можешь: все возможно тому, кто верует». 24 И тотчас отец мальчика вскричал: «Верую, Господи! Помоги моему неверию». 25 А Иисус, видя, что сбегается народ, пригрозил нечистому духу и сказал: «Дух немой и глухой! Я велю тебе: выйди из него и более не входи в него!» 26 C воплем и сильным сотрясением всего тела дух вышел, и мальчик сделался, как труп, так что многие уже говорили, что он, мол, умер. 27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял, и тот встал. 28 А когда вошел Иисус в дом, Его ученики спрашивали Его наедине: «А мы почему не смогли его изгнать?» 29 И сказал Он им: «Этой породы не изгнать ничем — только молитвой и постом». 30 И оставив эти места, шли они по Галилее, и Он не хотел, чтобы кто узнал; 31 ибо Он наставлял Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий будет предан в руки человеческие, и умертвят Его, и Он, умерщвленный, через три дня воскреснет. 32 Они же не понимали, о чем это, а спросить боялись.Мк. 9, 14-32

Перевод Сергея Аверинцева

Еще несколько часов назад ближайшие ученики Христовы Петр, Иаков и Иоанн видели славу преобразившегося Господа. Нетварный свет коснулся их сердец, дав возможность ощутить блаженство грядущего Царства. И как хотелось остановить это поистине прекрасное мгновение! Но Господь повел их вниз, обратно в долину, в мир, туда, где царят плач, стон и горе, и где люди нуждаются в помощи. Легко чувствовать себя христианином в минуты молитвы. Легко ощущать близость Бога, когда мы в стороне от мира. Но подлинная вера требует не только концентрации на себе, но и активной добродетели, обращенной вовне, когда силы, полученные в молитве, необходимо потратить на ближнего.А внизу Господа уже поджидала шумная толпа. Среди спорящих Господь увидел Своих последователей, Своих избранных учеников, но на этот раз обескураженных и беспомощных. Они не смогли исцелить бесноватого мальчика, которого к ним привел отец. Смущенные и растерянные они были вынуждены отбиваться от шквала упреков со стороны книжников, которые не упустили возможности вновь обрушиться с критикой на странного Проповедника из Галилеи и Его учеников. Появление Господа Иисуса вызвало вздох облегчения. Наконец, все разрешится! Но первые слова Господа прозвучали неожиданно грозно: «О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?»
С древности тянется спор, к кому обращены эти слова? Некоторые толкователи относят этот упрек к книжникам и фарисеям, лицемерие которых смутило учеников и не позволило совершить исцеление. Другие считают, что они адресованы всему иудейскому народу, но, скорее всего, они обращены к ученикам. Ведь неслучайно, отвечая несколько позже на вопрос учеников о причинах их неудачи, Господь пояснил: «По неверию вашему». Евангелия — очень честные книги. Авторы евангельских текстов избегали всякого рода идеализаций. В Евангелиях мы видим учеников не только в минуты их душевного величия, но и в моменты маловерия, сомнений, непонимания и откровенной трусости. Подобная откровенность, как ни странно, может вдохновлять каждого из нас в следовании Христу. Ведь жизнь святых апостолов является ярким примером того, как немощь человеческая может быть преображена силой Божией.
Отец отрока припадает ко Христу, прося о помощи. Болью наполнены его слова, когда он описывает страдание своего ребенка: «с детства... дух бросал его и в огонь, и в воду, чтобы погубить его». Античный мир предельно серьезно относился к вопросу существования демонов. Их боялись, их старались задобрить, от них пытались защититься посредством магических обрядов. Насколько сильна была в древнем мире бесобоязнь, свидетельствует следующий факт. Во многих античных захоронениях находят черепа со следами трепанации (в них были просверлены отверстия). На одном древнем кладбище из 120 черепов шесть оказались со следами вскрытия. Состояние костей черепа показывает, что операция проводилась при жизни человека. Отверстие было слишком небольшим, чтобы иметь какое-либо хирургическое значение. Кроме того, известно, что удаленный в ходе операции диск кости носили на шее как амулет. Вскрытие делали для того, чтобы, как считали древние, дать возможность демону покинуть тело человека. Если люди в ту эпоху готовы были подвергнуться таким операциям, значит, вера в одержимость демонами была очень сильной.Следует отметить, что в древнем мире бесы зачастую рассматривались, как отдельные и не зависящие друг от друга существа. Совершенно по-другому оценивал мир падших духов Господь Иисус Христос. В своей проповеди Он подчеркивал общность демонического мира, объединенного под единоначалием сатаны. Сатана представляется как управляющий войском. Он — князь бесовский, бесы — его солдаты. Это должно заставить нас еще раз задуматься о природе зла. Во времена Христа среди эллинских интеллектуалов доминировала теория, трактующая зло как отсутствие добра. Но наш личный опыт столкновения со злом показывает, что это не «дырка от бублика», не отсутствие, а присутствие силы, колоссальной по своей жестокости и разрушительности. Зло носит явно личностный характер. В этом смысле свидетельство Священного Писания о нем как о силе, за которой стоит личность сатаны, является необычайно убедительным.С великой скорбью отец припадает ко Христу: «... если что можешь, сжалься над нами и помоги нам». Ответ Господа Иисуса Христа в нашем синодальном переводе звучит неточно. Обращение к греческому тексту позволяет лучше понять интонацию слов Иисуса. Только что отчитав учеников за маловерие, Господь обращается с упреком и к отцу. Он как бы передразнивает его: «... если сколько-нибудь можешь...», а далее, прерывая эту вялую, исполненную сомнения фразу, победно утверждает: «Все возможно верующему!». Ответное восклицание отца поразительно. Его смело можно назвать образцовым исповеданием того явления, которое мы называем верой: "Верую, Господи! Помоги моему неверию«.Вера в человеке динамична, она может то ослабевать, то усиливаться. Пределов для ее возрастания не существует. Но невозможно «натренировать» веру, ибо она — результат сложного взаимообщения Бога и человека. Вера — дар Божий, но этот дар дается лишь тем, кто ищет Его. Только смиренное осознание нищеты, недостаточности веры может раскрыть сердце для восприятия ее в более глубоком и плодотворном качестве. Никогда нельзя забывать, что вера, по словам выдающегося русского богослова XX столетия Владимира Лосского, не психологическое состояние, не простая верность; она — онтологическая связь (то есть связь по бытию) между человеком и Богом, связь внутренне объективная.Откликаясь на мольбу отца, Господь исцеляет несчастного мальчика со словами: «дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него». В древности многие врачеватели пытались изгонять бесов, прибегая к сложным и непонятным магическим обрядам. Например, некоторые чародеи подвешивали к носу больного кольцо, потом читали длинные заклинания, бормотали, подпрыгивали, наконец, в поставленном рядом тазике с водой раздавался всплеск.., и нет демона. Как эти странные и темные действия отличаются от простого и ясного слова Господа Иисуса Христа! Ибо слово Его было со властью!Чудо исцеления бесноватого отрока как бы шире самого себя. Как и все многочисленные евангельские повествования об изгнании бесов, оно указывает на мессианское достоинство Господа Иисуса. Чудеса изгнания демонов являются не просто отдельными вторжениями в царство сатаны. Всякий раз, когда Иисус изгоняет злого духа, он предвосхищает час, когда станет очевидно: сатана лишен власти. Победа над его орудиями — это преддверие наступающего Царства Божия.Невозможно описать словами, как возликовал отец исцеленного отрока. Случилось немыслимое: страшная беда отступила от его семьи. Мир и покой воцарились в душе его сына. Окружающие были потрясены, умолкли даже книжники. Но в душах учеников Христовых все еще жило смущение, почему же они не сумели исцелить бесноватого? Ведь еще задолго до этого Сам Господь даровал им власть над нечистыми духами? С этим вопросом наедине они и обратились к Иисусу. Ответ был прост: «этот род не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Можно предположить, что, получив некогда от Господа дар исцелять любую болезнь и изгонять бесов, апостолы настолько свыклись с ним, что стали считать его неотъемлемой частью своего существования, своей собственной харизмой. Христос же указывает им, что подлинным источником силы, изгоняющей демонов, является только Бог. Восприятие дара Божия как своей неотъемлемой собственности неизбежно выхолащивает этот дар и лишает действенности. Всякий дар должен постоянно обновляться молитвой и аскетическим усилием.
Ученикам просто не хватило смирения.Особенно актуально об этом помнить нам, христианам, во время Великого поста. Пост — время покаяния, смирения и духовного усилия, направленного к очищению нашей жизни. В посту «легче дышится»: упорядочивается жизнь, отступает суета, проще становится молиться. И как легко эти благодатные изменения счесть плодом собственного воздержания! Как просто поддаться тонкому, почти неразличимому тщеславию относительно собственной ревности о Боге! Тогда аскеза может превратиться в опаснейшего идола. Мы всегда должны помнить о том, что любое благодатное изменение в личности человека — дар Божий. Но дар, подаваемый не механически, а вследствие устремленности к нему человека.
Благодать Божия никогда не стесняет человеческой свободы а, напротив, ею обуславливается. Глубоко и взволнованно об этом писал преподобный Макарий Великий: «Младенец неспособен ни к чему: он не может даже поспешить к матери своей на своих ногах. Но он катается по земле, кричит, плачет, зовет ее, и она проникается нежностью и волнением, видя свое дитя, ищущим ее с таким нетерпением и плачем. Он не может сам соединиться с ней, но неустанно зовет ее, и она спешит к нему, полная любви, обнимает его, прижимает к сердцу, кормит — и все это с невыразимой нежностью». Пусть эти замечательные слова, столь точно определяющие сущность аскетического усилия, рефреном звучат в наших душах не только во время Великого поста, но и во все дни нашей жизни!

Протоиерей Димитрий Галкин
Иллюстрации: Александра Жук