«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 3, 2011 год

Проповедь на жестах



Доверчивее к Богу

Вот уже десять лет при Петропавловском храме существует православная община глухих. В ней более 50 человек, и это число постоянно растет. Усилиями настоятеля храма протоиерея Артемия Скрипкина и сурдопереводчика Дениса Заварицкого десятки неслышащих людей не только переступили порог храма, но и по-настоящему интегрировались в жизнь прихода. Большинство их тех, кто ходит сюда постоянно, прекрасно ориентируется в храме, знает наизусть многие церковнославянские тексты и сознательно участвует в богослужении. Как это стало возможным?Сурдопереводчик Денис уверен, что в общении с глухими особенно важны терпимость и внимание к особенностям психики человека. «Часто люди романтизируют служение инвалидам: дескать, они — такие же, как мы, и мы должны смотреть на них, как на обычных людей. Здесь важно провести разграничение, чтобы не навредить тем, кому мы хотим помочь. Да, мы должны стремиться быть ближе, но нужно быть реалистами: глухой — особенный человек со своей психологией. Дело не в первичном дефекте — отсутствии слуха, а во вторичных вещах — особенностях психики, которые сформировались под его влиянием. Нужно принять человека, как он есть, но не забывать при этом, что он от тебя отличается».
Информационное пространство неслышащего человека гораздо более ограничено, чем у обычного. "Глухой более подвержен негативному воздействию телерекламы. А в случае его духовной и общей необразованности и повышенной доверчивости он делается легкой добычей для сект«,— говорит Денис. Большая часть верующих глухих (по словам отца Артемия, до 80%) на сегодняшний день состоит в числе Свидетелей Иеговы...
Интересно, что отсутствие опыта устной разговорной речи, особенно у людей с врожденной глухотой, с одной стороны, препятствует их культурному развитию, затрудняет им чтение Евангелия и понимание церковнославянских текстов, но, с другой стороны, облегчает их вхождение в Церковь. «Им в чем-то легче, потому что они проще,— считает Денис,— их сознание не отяжелено штампами, которые несет в себе язык слышащих, поэтому они доверчивее к Богу».

Наглядное богословие

Преподавание Закона Божиего глухим имеет свои особенности. Люди, лишенные слуха, нуждаются в визуальном представлении информации. Это учитывают в храме святых Петра и Павла: на занятиях с глухими широко используются рисунки, плакаты, таблицы, схемы, диаграммы, видеоматериалы.В отличие от слышащих людей глухие труднее воспринимают абстрактные понятия и знания вне ситуации. "Необходимо, чтобы полученные знания глухие сразу использовали на практике,— отмечает Денис.— Занятия, посвященные изъяснению догматического смысла Божественной литургии, мы стараемся проводить накануне совершаемого богослужения либо сразу после его завершения. Толкование евангельского чтения также лучше воспринимается и запоминается нашими учениками непосредственно в ходе богослужения".Легче всего неслышащим людям понять смысл церковных священнодействий, участвуя в них, поэтому протоиерей Артемий Скрипкин поощряет регулярное участие глухих в богослужении в качестве алтарников, свеченосцев и чтецов-сурдопереводчиков. Специально ради глухих прихожан в храме Петра и Павла возродили древнехристианский обычай братского лобзания перед чтением Символа веры. "Эту традицию мы установили ради неслышащих, но она так понравилась всем остальным, что прижилась на нашем приходе",— говорит отец Артемий.

Служение сурдопереводчика

Чтобы неслышащие люди на языке жестов поняли богослужебный текст, его нужно адаптировать. "Глухие воспринимают не только рисунок жеста, но и соответствующий рисунок артикулируемого слова. Но их словарный запас обычно беднее, чем у слышащего человека, он не содержит достаточного количества церковно-славянской лексики",— отмечает Денис.— Поэтому текст Литургии для глухих, оставаясь в основе церковно-славянским, частично русифицируется«. Денис приводит примеры богослужебных текстов: «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам живот вечный, и велию милость» или «Господь воцарися, в лепоту облечеся». Вместо этого сурдопереводчик «говорит» на языке жестов более простые фразы: «Воскрес Иисус из гроба, как предсказал, даровав нам жизнь вечную и великую милость» и "Господь царствует; Он облечен величием"."Впрочем, основные молитвы: Символ Веры, Отче наш, Богородице Дево и некоторые тропари мы читаем и переводим исключительно по церковнославянски. Эти тексты давно изучены глухими на специальных занятиях и понятны им",— подчеркивает Денис.

Расширить горизонт

В общине святых Петра и Павла стараются решать не только духовные, но и социальные, личностные проблемы глухих людей. "Мы хотим не просто приводить глухих в Церковь,— рассказывает неслышащий прихожанин храма Евгений.— Мы хотим помочь неграмотным глухим научиться читать, развиваться, расти. Например, я сильно изменился за время, проведенное в общине. Расстался со многими дурными привычками, теперь не курю и почти не употребляю алкоголь. Я женился, отец Артемий нас венчал, и теперь у нас растет дочка, которая слышит".Руководители служения отмечают, что одна из ключевых проблем глухого человека — дефицит общения. "В наши дни интернет, возможность послать сообщение с мобильника сильно облегчили жизнь глухим. Им по-прежнему трудно в мире слышащих, но уже гораздо легче поддерживать контакт друг с другом«,— говорит Денис. В последние годы благодаря интернету у членов петербургской общины наладились связи с глухими из других городов. На конференцию по случаю десятилетия общины в ноябре 2010 года приехали гости из 26 епархий Русской Православной Церкви, в том числе 15 священников, занятых в служении глухим.По словам Дениса, на сегодняшний день главная проблема служения глухим в Петербурге — отсутствие священника, свободно общающегося на языке жестов: «Очень важен личный разговор, чтобы персональное наставление священника человек получал без переводчика». Для того чтобы слышащие люди могли говорить с глухими на одном языке, на базе храма Денис проводит уроки языка жестов.

Анастасия Коскелло

Храм святых апостолов Петра и Павла: Гороховая ул., 18 (20‑й корпус РГПУ им. А. И. Герцена).Начало Литургии — в 10:00, исповедь — в 9:30.