«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 3, 2011 год

«Музыке я обязан…»



Кроме Шумана, мастерством Алексея Федоровича Львова — музыканта-любителя и разносторонне одаренного человека — восхищались Ференц Лист (с которым он играл дуэтом), Феликс Мендельсон, Гаспаре Спонтини, Джакомо Мейербер... Представитель старинного дворянского рода, приближенный государя, он успешно проявил себя не только в музыке, но и в самых разных сферах деятельности.К блистательной карьере Алексей Федорович, казалось, был предназначен с самого рождения. Он родился в 1798 году в старинной аристократической семье. Его отец Федор Петрович Львов занимался литературой и собрал большую коллекцию нот и редких музыкальных инструментов. Дядей Алексея был также известный в свое время музыкант, архитектор, художник и поэт, один из первых собирателей русских народных песен Николай Александрович Львов.
Уже в семь лет АлексейЛьвов играл на скрипке и выступал в домашних концертах. Однако начало его карьеры было связано совсем с другими сферами. Молодой Алексей Федорович поступил в Институт корпуса инженеров путей сообщения и закончил его в 1818 году «первым воспитанником». Затем, по приказу Александра I, отправился в Новгородскую губернию на военные поселения, где провел восемь лет. Позднее служил в Канцелярии императорского величества, участвовал в Русско-турецкой войне, где и был замечен Николаем I.Все это время Львов не прекращал занятий музыкой, которые впоследствии сблизили его с царской семьей.
В своих воспоминаниях Алексей Федорович признавался: «... музыка отворила мне многие двери, даже в доме царском; музыке я обязан снисхождением многих».
Львов часто участвовал в домашних концертах императорской семьи и даже давал уроки пения одной из великих княжон. Поэтому, когда Николай I задумался о создании национального гимна, его взор сразу упал на Львова.
Это не значит, что до этого времени в России гимна вовсе не существовало. В Екатерининские времена в качестве гимна использовался полонез «Гром победы раздавайся» Осипа Козловского со словами Гавриила Державина.
В конце 1816 года Александр I издал указ об исполнении при встречах императора мелодии английского гимна «Боже, храни короля», которая в то время исполнялась в таком качестве в Дании, Пруссии, Германии и Швейцарии. Русский текст гимна написал Василий Жуковский, сделав перевод первой строфы текста английского гимна, и заменив слово «короля» на «царя». Это стихотворение получило название «Молитва русских».
В 1833 году император Николай I совершил визит в Пруссию и Австрию, где его повсюду встречали «Молитвой русских» на мелодию английского гимна. Недовольный таким положением вещей, по приезде в Петербург император поручил Львову написать оригинальную музыку для российского гимна.
А.Ф.Львов так описывает историю создания гимна: «Я чувствовал надобность написать гимн величественный, сильный, чувствительный, для всякого понятный, имеющий отпечаток национальности, годный для церкви, годный для войска, годный для народа от ученого до невежи. Все эти условия меня пугали, и я ничего написать не мог. В один вечер, возвратясь домой поздно, я сел к столу, и в несколько минут гимн был написан».
После создания музыки Львов предложил Жуковскому написать к ней слова. Поэт подогнал текст «Молитвы...» под новое сочинение, изменив лишь отдельные строки. Теперь текст звучал следующим образом: «Боже, Царя храни! Сильный, державный, Царствуй на славу нам; Царствуй на страх врагам, Царь православный! Боже, Царя храни!». Так возник самый короткий европейский гимн — он содержал всего шесть строк!
Впервые услышав гимн, государь сказал: «Спасибо, прелестно, ты совершенно понял меня».
Однако созданием гимна заслуги Львова не исчерпываются. В 1836 году Алексей Федорович был произведен в полковники, а в 1837 году, после кончины отца, занимавшего пост директора Придворной певческой капеллы, стал выполнять его обязанности. Одновременно капельмейстером капеллы был назначен Михаил Иванович Глинка.
Став руководителем Придворной капеллы, А.Ф.Львов развернул широкую деятельность, которая вылилась в настоящую реформу церковного пения. Приближенность к царской семье и международная известность создали для Львова авторитет, необходимый для проведения реформы во всероссийском масштабе.
Обратив внимание на несовершенство репертуара церковного пения, Алексей Федорович выдвинул смелую идею гармонизовать (то есть переложить для четырехголосного хора) весь свод существовавших к тому времени древних напевов и издать его в качестве обязательного к исполнению сборника. Несмотря на сопротивление ряда лиц, эта реформа была осуществлена. Так возник «Придворный обиход», многие песнопения которого звучат в храмах по сей день.
В то же время А.Ф.Львов много сделал для улучшения образования церковных певчих, а также усилил... цензуру!Еще при Дмитрии Степановиче Бортнянском, который был директором капеллы в 1796–1825 годах, духовные сочинения могли печататься только с разрешения директора капеллы. А.Ф.Львов, сохранив это правило, запретил создавать новые духовные сочинения всем музыкантам, кроме тех, кто прошел регентский курс в капелле и получил высший аттестат.В эпоху А.Ф.Львова мастерство артистов капеллы достигло высочайшего совершенства. Услышав хор капеллы, Гектор Берлиоз сказал: "Сравнить хоровое исполнение Сикстинской капеллы в Риме с этими дивными певцами,— то же, что сравнивать несчастную маленькую труппу пилил третьестепенного итальянского театра с оркестром Парижской консерватории«.Получил Львов известность и как композитор. Его лучшими произведениями считаются: «Херувимская № 1», «Достойно есть № 2», «Вечери Твоея тайныя» и «Взбранной воеводе», а также светская музыка: 24 каприса, Концерт для скрипки с оркестром, увертюра к опере "Ундина«.В 1861 году, Львов потерял слух и вынужден был оставить должность директора капеллы. В 1867 году он окончательно бросил заниматься музыкой, а 1870 м переселился в имение Романь близ Каунаса, где и скончался.Созданный Львовым и Жуковским гимн «Боже, Царя храни» надолго пережил своих авторов и оставался официальным гимном Российской империи до Февральской революции.

Екатерина Юсупова