«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 3, 2011 год

Путеводитель по великопостным концертам



Открывает этот парад национальных традиций хор донских казаков под управлением Петра Худякова (4 марта, Большой зал филармонии). Хор носит оригинальное немецко-русское название Bolshoi Don Kozaken («Казаки Большого Дона»), чему удивляться не стоит: ведь коллектив этот немецкого «разлива» и возник на основе знаменитого эмигрантского казачьего хора Сергея Жарова. Сейчас про тот первый казачий хор в России знают немногие, а в свое время это был коллектив-легенда. Он был основан молодым офицером Сергеем Жаровым в местечке Чилингари (недалеко от Константинополя) для поднятия боевого духа казаков Добровольческой армии Врангеля, эвакуированной в Турцию. Хор пережил годы скитаний, во время которых его участники, продолжая репетировать и выступать, работали то на спичечной фабрике в Болгарии, то на заводе во Франции. И только после прослушивания в одном из влиятельных венских концертных агентств коллектив получил широкую известность. После смерти Жарова в 1985 году хор распался на бессчетное количество групп. Это спровоцировало несколько судебных процессов за право называться Хором донских казаков, но такое право не досталось никому. Хор Bolshoi Don Kozaken, организованный в Германии Петром Худяковым — участником хора Жарова, является одним из наиболее крупных хоров, воспринявших традиции знаменитого коллектива.
Кроме казаков, русское хоровое искусство в концертной афише великопостного периода представляют Певческая капелла Санкт-Петербурга, Московский синодальный хор, мужской хор «Древнерусский распев», мужской хор «Оптина пустынь», Академия хорового искусства им. В.С.Попова.Первые два коллектива «соревнуются» в концерте, названном «Исторические традиции русской хоровой школы: старейшие хоры России» (12 марта, Исаакиевский собор). Хоры названы старейшими по праву: они возникли еще в средневековой Руси, когда назывались Хор государевых певчих дьяков и Хор патриарших певчих дьяков.Но вот парадокс: хотя оба хора представляют старейшую традицию хорового пения, средневековые песнопения не являются главной частью их репертуара. Зато на русском аутентизме специализируются более молодые коллективы — мужские хоры «Древнерусский распев» (5 апреля, Большой зал филармонии) и «Оптина пустынь» (26 апреля, Большой зал филармонии). Оба коллектива открывают для слушателей непривычный мир древнерусского храма. Мир, где не нужно никуда спешить, а само время будто останавливается, чтобы дать простор бесконечно длящимся мелодиям. Хоры исполняют песнопения, заимствованные из настоящих древнерусских рукописей, что придает их концертам еще и огромный исторический интерес.Однако и Средневековье бывает разным. Экспрессивное, с необычным восточным оттенком пение Греческого византийского хора под управлением Ликургоса Ангелопулоса (31 марта, Большой зал филармонии) отличается от пения «древнерусских» коллективов. Ликургос Ангелопулос — главный протопсалт Константинопольской архиепископии. Он не только концертирующий музыкант, но и ученый, много лет изучающий византийское пение, поэтому в подлинности происходящего сомневаться не приходится. Но кто знает, были ли отличия древнерусской и византийской традиций столь сильны в момент зарождения русского церковного искусства, которое, как известно, возникло под сильным влиянием византийского?
Сравнить разные традиции можно, послушав хор Ангелопулоса и сербский византийский хор «Моисей Петрович» (20 марта, Большой зал филармонии).Строгое церковное искусство в цикле великопостных концертов «разбавлено» выступлениями фольклорных коллективов: хора «Мистерия болгарских голосов» (25 марта, Большой зал филармонии) и грузинского хора «Мздлевари» (25 апреля, Большой зал филармонии). По словам руководителя болгарского хора Доры Христовой, если человек не родился в Болгарии, он не сможет петь, как участники коллектива, ведь секрет их мастерства в старинных традициях исполнения. Каждая из хористок носит костюмы тех цветов, которые указывают на местность, в которой она родилась, и вносит в репертуар песни своего региона. Название грузинского хора «Мздлевари» означает «пение птиц», с которыми пение участников коллектива может быть сравнимо по мастерству. Что не удивительно, ведь для грузин пение — это стиль жизни.Единственный концерт академической музыки в цикле — исполнение «Страстей по Иоанну» Софии Губайдулиной хором и симфоническим оркестром Мариин-ского театра (17 апреля, Большой зал филармонии). Сочинение было написано по заказу города Штутгарта в честь 250-летия со дня смерти И.С.Баха. По идее организаторов торжества страсти по четырем евангелистам — Луке, Марку, Матфею и Иоанну — должны были быть написаны композиторами из разных стран. Вот что говорит о своем грандиозном творении (оно длится 90 минут) сама Губайдулина: «Когда я получила заказ, то сразу поставила условие: хочу писать Страсти по Евангелию от Иоанна. Потому что Иисус мне ближе всего такой, каким он описан у Иоанна. Моя страсть — это Страсти по Иоанну. Впрочем, каждому свое: Вольфганг Рим, например, когда ему предложили написать Страсти, воскликнул: „Только не по Иоанну!“ И выбрал Страсти по Луке. Самым важным для меня в этой работе было соединение текстов Страстей с текстами из Апокалипсиса. Это сразу придавало сочинению объем». Но лучше всего о замысле сочинения скажет сама музыка Губайдулиной — композитора, умеющего сочетать мистическую концептуальность с искренностью человека живой веры.

Екатерина Юсупова

4 марта. Канун Прощеного воскресенья Санкт-Петербургская филармония Большой зал Православные молитвословия и традиционные песни в обработке Сергея Жарова BOLSCHOI DON KOSAKEN (Австрия)п/у Петра Худякова
7 марта. Первая седмица Великого поста (Чтение Великого канона преподобного Андрея Критского)Академическая Капелла"Се время покаяния..." Стихи покаянные и духовные ПРАЗДНИЧНЫЙ ХОР МИНСКОГО СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ (Беларусь)п/у инокини Ирины (Денисовой)
12 марта. Торжество ПравославияИсаакиевский соборИсторические традиции русской хоровой школы: старейшие хоры России ПЕВЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА п/у Владислава Чернушенко МОСКОВСКИЙ СИНОДАЛЬНЫЙ ХОРп/у Алексея Пузакова
20 марта. Неделя 2-я Великого поста, память святого Григория Паламы,архиепископа Фессалоникийского (Солунского) Санкт-Петербургская филармония Большой зал Сербские и византийские средневековые песнопения СЕРБСКИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ ХОР"МОИСЕЙ ПЕТРОВИЧ"п/у Николы Попмихайлова
25 марта. Третья седмица Великогопоста, Крестопоклонная Санкт-Петербургская Филармония Большой зал ЖЕНСКИЙ ХОР "МИСТЕРИЯ БОЛГАРСКИХ ГОЛОСОВ«п/у Доры Христовой31 марта. Четвертая седмица Великого поста, память преподобного Иоанна ЛествичникаСанкт-Петербургская филармония Большой зал Песнопения Честному Кресту ГРЕЧЕСКИЙ ВИЗАНТИЙСКИЙ ХОР п/у Ликургоса Ангелопулоса
5 апреля. Пятая седмица Великого поста, память преподобной Марии Египетской Санкт-Петербургская Филармония Большой зал Великопостные гимны русскогосредневековья МУЖСКОЙ ХОР «ДРЕВНЕРУССКИЙ РАСПЕВ» п/у Анатолия Гринденко17 апреля. Вход Господень в Иерусалим Санкт-Петербургская филармония Большой зал СОФИЯ ГУБАЙДУЛИНА.СТРАСТИ ПО ИОАННУ Оратория для солистов, двух хоров,органа и оркестра на русскийканонический текст СОЛИСТЫ, ХОР И ОРКЕСТР МАРИИНСКОГО ТЕАТРА.Дирижер — АндрейПетренко
25 апреля. Понедельник Светлой седмицы Санкт-Петербургская филармония Большой зал Грузинские пасхальные песнопения и народные песни ФОЛЬКЛОРНЫЙ ХОР «МДЗЛЕВАРИ» (Грузия) п/у Кахабера Онашвили
26 апреля. Вторник Светлой седмицы Санкт-Петербургская филармония Большой зал «Воскресения День». Старинные православные распевы, духовное творчество русских композиторов, обработки русских народных песен МУЖСКОЙ ХОР «ОПТИНА ПУСТЫНЬ» п/у Александра Семенова
28 апреля. Четверг Светлой седмицы Санкт-Петербургская Филармония Большой зал Большой Пасхальный концерт АКАДЕМИЯ ХОРОВОГО ИСКУССТВА ИМ.ПОПОВА п/у Владислава Чернушенко