«Благословен еси Господи, Боже отец наших, и хвально и прославлено Имя Твое во веки!», — поем мы вместе с псалмопевцем, воздавая честь Богу Истинному, Тому, в Которого уверовали и веруем во многом благодаря духовному подвигу предков, когда-то очень давно переживших опыт Встречи и передавших его своим потомкам.
Далеко не каждый человек может похвалиться великими откровениями и духовными прозрениями, которые пережили библейские Авраам, Моисей, Илия, Давид или, если брать более близкую к нам по времени историю, Антоний Печерский, Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Иоанн Кронштадтский.
Именно их, не связанных с нами родством по плоти, мы уверенно именуем преподобными или праведными отцами, то есть нашими отцами по духу, по вере. Одного из самых первых — Авраама — апостол Павел прямо называет «отцом всех верующих» (Рим. 4, 11; ср. 4, 16), поэтому «верующие суть сыны Авраама» (Гал. 3, 7).
Насколько важно опираться на отцовский опыт, в чем состоит отцовство как явление не только плотское, но и духовно-нравственное? Вопрос для христиан непраздный, ибо уже сам термин «отец» глубоко вошел как в богословие («святые отцы») и аскетику («отцы-пустынники»), так и в повседневную практику (обращение к любому священнослужителю). «Отец» — фундаментальное понятие христианской догматики, где оно появляется и развивается не на пустом месте, а вслед за Священным Писанием, в котором о Боге говорится как об Отце.
Читайте об этом на страницах «Воды живой».
+Владимир, Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский