«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 10, 2011 год

В поисках чистой воды



Все чаще мы задумываемся, куда съездить подышать свежим воздухом, где брать воду для питья и какие продукты не следует употреблять. Проблемы экологии лишают нас простых радостей, поэтому рассуждать на тему вредных выбросов или продовольственных добавок готов каждый. Но хотя официально Церковь поддерживает общечеловеческое беспокойство о состоянии природы, экологическое движение среди православных носит самостийный характер, иногда принимая довольно причудливые формы.

Мед и кремень

Помнится, как на очередной православной выставке к стенду нашего журнала бросилась пожилая дама и напористо спросила: «Где кремень?!» В недоумении я развела руками: «Какой кремень? Я не знаю». А посетительница в ответ: «Вот у вас написано на обложке — „Вода живая“. Это про то, как ее делать?» Повисла длинная пауза. «Ммм... Это епархиальный журнал. Он не совсем...» — «Ну, все понятно!» — оборвала меня собеседница и устремилась дальше. Позже я узнала, что целью ее поисков был так называемый «кремень для очистки воды», который почему-то продается на церковных выставках в числе прочих средств для поддержания здорового образа жизни.
Так перерабатываются в сознании глобальные проблемы: если прогресс губит планету, то кажется, что проще отказаться от его достижений. Очищать воду кремнием, лечиться заваренными травами и прикладыванием камней, одежду носить льняную, хлеб есть бездрожжевой, обходить за версту генно-модицифированные продукты и желательно никогда не делать прививки от опасных болезней. На тех же православных выставках можно с головой погрузиться в систему «естественно-полезных» обрядов. Скажем, как обещается производителем, круглая наклейка на мобильный телефон из минерала шунгит, украшенная микроскопическими золотыми куполами, «защищает» от излучения сотовой связи. У посетителей таких экспозиций в почете любые традиционные промыслы. Поскольку продукты натурального хозяйства — мед, восковые свечи, глиняные поделки, соления, вино и сушеные грибы наполняют стенды монастырей и приходов, на этих материальных благах фиксируется общее внимание.
—Православные христиане живут не в безвоздушном пространстве, они вращаются в языческом по своей сути обществе, и было бы удивительно, если бы болезни языческого общества не оказывали на многих из них своего влияния,— комментирует научный сотрудник Санкт-Петербургского православного института религиоведения и церковных искусств, богослов Виталий Питанов.— Отсюда магическое восприятие Церкви. Среди подобного рода людей магизм в их мышлении приобретает формы обрядоверия, боязни внешних знаков, технических устройств и так далее. Лекарство от этого одно — духовное просвещение. Магическое мышление свойственно любому человеку, духовно непросвещенному, независимо от сроков его пребывания в Церкви. Такого рода люди имеют склонность искать легкие ответы на сложные вопросы. Подобная ситуация не может не приводить к появлению самых различных колдунов, целителей, экстрасенсов, «чудо-продуктов» и прочих панацей от всех проблем.

На лугу пасутся ко...

Отринув магическое отношение к природе, мы остаемся без готовых решений в сфере бытовых экологических задач. Поиск здоровой пищи в условиях мегаполиса превращается в жизненную стратегию. Руководитель службы доставки деревенских продуктов «Зеленая ферма» Мария Гиршберг создала свой сервис из личного интереса, чтобы регулярно привозить специальное питание для собственного ребенка-аллергика. Ей удалось найти мелких поставщиков из частных хозяйств Ленинградской области, где овощи и животные выращиваются с любовью и заботой, без применения химических препаратов.
Покупателей, желающих питаться натуральными фермерскими продуктами, оказалось достаточно. Однако, как рассказывает Мария, коммуникация дается сложно:
—Житель Петербурга не всегда понимает, что консерванты, стимуляторы роста и прочие современные агротехнологии, от которых он ищет спасения, были придуманы именно для того, чтобы решить проблему сезонности и свести к минимуму воздействие погоды и прочих естественных факторов. Стабилизаторы и закваски исключают случайность при приготовлении продукта (отброшены понятия «не получилось», «не заквасилось»), а гормоны и прочее увеличивают количество производимой сельхозпродукции и соответственно снижают ее стоимость. Продукты без искусственных добавок неизбежно очень зависят от погоды, сезона, неожиданных обстоятельств и стоят недешево! Человеку, избалованному наличием клубники в декабре, совсем непросто это принять, и нам предстоит еще много работать над тем, чтобы сгладить это неудобство.

Духовный рост фермера

Следовательно, экологически правильное существование подразумевает особое мировоззрение. Не удивительно, что обитающему в вечном смоге потребителю вольная фермерская жизнь у леса кажется идеальной с точки зрения полезности и внутреннего спокойствия. Из этого рождается миф, что бросить все и уехать в деревню — лучший способ укрепить себя духовно и телесно. У «Зеленой фермы» есть поставщики, живущие за городом по идеологическим причинам, от монастырских подворий до последователей культов древних славян. Но большую часть настоящих фермеров составляют великие труженики без явных религиозных пристрастий.
«Конечно, долгие годы работы на земле оказывают на человека определенное влияние,— рассуждает организатор „Зеленой фермы“.— Люди приобретают независимость и в мыслях, и в поступках. Появляется уверенность и некая глубокая внутренняя связь со своими животными, со своей землей». Однако этот путь пройти под силу далеко не каждому.
Православная христианка Анна Мартынова, которая профессионально занимается разведением коз заанненской породы, не видит особой нужды бежать в глушь для спасения души:
—В деревне-то вкалывать придется с утра до ночи. Ехать туда надо не самолюбие свое тешить, а понимая, что это ежедневный, порой не всегда благодарный, тяжелый труд. Сейчас есть множество желающих уехать в деревню. У кого-то получается там остаться, но у многих-то нет... Бывает, что попытки «духовного роста» заканчиваются тяжелой депрессией. Для меня переезд за город изначально произошел из-за определенных личных обстоятельств, но сейчас жизнь в мегаполисе я себе не представляю.

Эпидемия отказов

Как производитель натуральных продуктов из козьего молока и ветеринар по образованию Анна Мартынова откровенно высказывается о другой крайности, о восхвалении старинных методов ведения хозяйства:
—Ведь так можно и до абсурда дойти. Давайте не будем применять антибиотики, тогда будут умирать люди и животные, давайте не будем кормить животных специальными кормами для них, а перейдем на хряпу и зерно — продуктивность снизится вдвое, а временные затраты в два раза повысятся. Давайте при маститах у коров будем вымя сметанкой да мылом хозяйственным мазать, как раньше, и получим переход острого мастита в субклиническую форму. Во всем нужна мера и разумный подход.Подобного чувства меры не хватает и в отношении человеческой медицины. Множество православных мам активно выступают против вакцинации детей. Озабоченность родителей подогрело навязывание прививок сверх норматива: делать профилактические уколы от всего подряд требуют некоторые медики в союзе с продвигающими свои вакцины фармацевтами.
Общественность дала отпор, громко заявив о своем праве свободы выбора, когда и чем прививать детей. Но, в конце концов, сама идея вакцинации стала пугающей. А в православной среде она оброс-ла апокалиптическими мифами. Такими, что церковным специалистам в этой области по сей день приходится прилагать усилия к их развенчиванию. Например, Общество православных врачей России распространяет брошюру «Вакцинопрофилактика у детей» с подробными разъяснениями на данную тему. В брошюре имеется ссылка на проведенный Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви в 2008 году круглый стол по вакцинопрофилактике, в итоговом документе которого значится: «Вакцинация является мощным средством профилактики инфекционных заболеваний, включая и чрезвычайно опасные для человека. В ряде случаев прививки действительно вызывают осложнения, что чаще всего связано с нарушением правил вакцинации, использованием ее для ослабленных детей. Предупреждение этих осложнений является сугубо медицинской проб-лемой...»

Домоправитель мира



Борьба граждан против вакцинации никак не связана с православием, но она беспокоит значительную часть членов Церкви. Поэтому вместе с паствой нынешние пастыри ищут ответы на злободневные вопросы, стараясь увязать их с многовековым опытом святых отцов. Экологические проблемы тоже ждут определенных умозаключений.
В Основах социальной концепции Русская Православная Церковь призывает нас проявить заботу об окружающей среде, напоминая, что «природа есть не вместилище ресурсов, предназначенных для эгоистического и безответственного потребления, но дом, где человек является не хозяином, а домоправителем, а также храм, где он — священник, служащий, впрочем, не природе, а единому Творцу».
Это представление о человеке, как о венце Божия творения, который должен управлять остальными созданиями, кое-кем воспринимается и отрицательно. Христиан обвиняют в том, что созданная ими цивилизация человека-управляющего породила потребительское отношение к планетарным ресурсам. Сама же Церковь поясняет: «Отношения между человеком и окружающей природой были нарушены в доисторические времена, причиной чего послужило грехопадение человека и его отчуждение от Бога. Грех, зародившийся в душе человека, пагубно повлиял не только на него самого, но и на весь окружающий мир. „Тварь,— пишет апостол Павел,— покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее,— в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне“ (Рим. 8, 20-22)».
Для человека, далекого от Церкви, эти пояснения звучат туманно: в природе ведь все выглядит гармоничным и уравновешенным. Инстинкты зверей естественны, а бушующие стихии бесстрастны. Кажется, что у самой твари нужно учиться мудрости. Такую философию пропагандируют современные культы, поклоняющиеся древнеславянским божествам, члены общества «Звенящие кедры», идеалом которых стала живущая в сибирских лесах мифическая женщина Анастасия, а на Западе подобные течения объединены названием New Age, «Новая эра». Под знаменами наступления «Эры Водолея» с конца 80х годов прошлого века выступают и целители, и йоги с шаманами, и психоделические гуру. Они верят в единство всех религий и паранормальные явления, но не забывают о здоровом образе жизни, который является одной из основных ценностей ньюэйджевцев.
—В чем обман данных сект? — разъясняет богослов Виталий Питанов.— Они пантеистичны! Поставив творение на место Творца, они тем самым не заботятся об экологии, а скорее разрушают ее. Как нельзя исцелить больного человека, перекрыв ему кислород, так нельзя как-либо оздоровить природу, отринув Бога, который является самим Источником Жизни. За красивыми словами об экологизме обычно скрывается банальное богоборчество. Порфирий Иванов (создатель оздоровительной системы, которая превратилась в движение ивановцев) объявил себя богом, Владимир Мегре (создатель мифа о богине Анастасии) назвал христиан биороботами, да и другие «экологические» секты к христианству относятся не лучше.

В диалоге с Европой

Церковь Христова в первую очередь ориентирует неравнодушных людей не на призывы к внешнему миру, а на изменение собственного образа жизни. Об этом говорится в совместном заявлении рабочей группы «Церкви Европы» прошедшего этим летом в Ганновере российско-германского форума «Петербургский диалог».
"Из христианской веры в Бога-Творца вытекает внутренний долг вести „экологический“ образ жизни«,— подчеркивает профессор социальной этики доктор Маркус Фогт из Мюнхена. Совместно с протоиереем Владимиром Фёдоровым из Санкт-Петербурга он представил участникам заседания существующие до сих пор точки зрения Церквей на вопросы экологии. На круглом столе объединяющей идеей для работы со светскими организациями было принято считать общеизвестную культуру соблюдения меры.
Сегодня РПЦ готовит в рамках программы Межсоборного присутствия Экологическую концепцию. А пока православные христиане могут участвовать в деятельности светских экологических организаций. Смущает, что многие экологи настроены агрессивно, а их общественные акции зачастую выглядят сомнительно с точки зрения моральных норм. Чтобы привлечь внимание к защите животных, они могут ходить раздетыми по улице, как это было два года назад в Киеве, могут устроить голышом массовый велопробег, как делают уже не первый год эко-деятели Америки и Европы. Акции, противоречащие действующим законам, тоже не редкость, хотя именитые организации стараются удержаться от радикальных мер. Здесь, как и в политике, где православный человек тоже призван быть активным, все зависит от характера проявления этой активности.
Пока «зеленые» устраивают демонстрации, церковные чиновники готовят концептуальные документы, в возрождающихся монастырских хозяйствах, как и прежде, в большом почете ручной труд «на земле». Только ли экономической составляющей обусловлен процесс выращивания капусты и картофеля, держания коров и кур? Трудно сказать наверняка... Как удивленно заметил когда-то афонский старец Силуан: «Листок на дереве зеленый, и ты его сорвал без нужды. Хотя это и не грех, но почему-то жалко и листок, жалко всю тварь сердцу, которое научилось любить».

Юлия Нурмагамбетова