Самую первую заповедь, с которой Бог обратился к только что сотворенному человеку, условно можно назвать экологической: «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 28).
Важно, что эта заповедь, повеление, приказ называется благословением — добрым, отеческим напутствием, сказанным ради блага: «И благословил их Бог...»
В этом ключе история грехопадения, разворачивающаяся сразу после истории творения, и вся дальнейшая история человечества могут быть истолкованы как преступление против изначальной Божественной экологии (если понимать под экологией не только бережное отношение к природе, но и уважительное отношение ко всему, что нас окружает). Греческий корень «эко» («икос») означает «дом». А «дом» — это не только растения и животные, но и люди, в нем живущие, над которыми Бог — Хозяин-Творец... Совершая любой грех, мы преступаем «законы дома» — экологию. Такое экологическое прочтение помогает лучше понять историю грехопадения, описанную в Библии (почему в раю все-таки было древо, от которого нельзя было есть плодов?) и объясняющую «механизм» любого греха. Становится яснее и смысл знаменитых слов апостола Павла о твари (творении), которая «с надеждою ожидает откровения сынов Божиих», но при этом «совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8, 19. 22).
В этом номере «Воды живой» мы предлагаем ряд материалов, посвященных теме экологии — теме важной, фундаментальной, сочетающей в себе и философию, и практику. Эта тема, вероятно, для кого-то неинтересна и малознакома, а для кого-то давно стала болью сердца и тревогой ума.