«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 9, 2010 год

ЦЕРКОВЬ КАК УЧИТЕЛЬНИЦА И УЧЕНИЦА

Христианство — удивительная, совершенно нелогичная религия. С одной стороны, источником веры и главной причиной обращения человека является Сам Бог. Однажды Он являет Себя в нашей жизни и тем самым изменяет ее окончательно и бесповоротно. С другой стороны, Бог появляется в сердце каждого из нас с помощью других людей. Эти люди, ставшие для нас миссионерами, оказываются настоящими учителями, они сообщают нам информацию, о которой раньше мы не знали.

Школьные понятия «учитель», «ученик», «дисциплина», «урок», «экзамен» — важные метафоры как для христианства в целом, так и для библейской традиции в частности. «Ученическое» понимание духовной жизни в высшей степени правильно, оно позволяет верно понять суть христианства, основанного на смиренном и дисциплинированном следовании словам Учителя-Друга, Иисуса Христа. Однако на некоторых этапах своей духовной жизни верующие могут забыть о том, что Бог и Христос являются Учителями христиан, сами они — Их учениками, а Церковь — школой христианской мудрости. Итог такого забвения один: потеря интенсивности духовной жизни, выгорание, погружение в тягостное состояние духовной депрессии и уныния, приводящего к неверию.


«Господи, направь меня на истину Твою и научи меня...»


Бог библейского Откровения предстает перед нами как творец вселенной, повелитель стихий, мудрый архитектор всего мироздания. Владыка неба и земли, однако не оказывается этаким небесным Монархом, погруженным в Свое величие и трепетно стерегущим Свое спокойствие. Бог творит человека и таким образом ставит Себя в зависимость от личной свободы другой личности. Какие отношения возникают между личностями Творца и Его создания — человека? Господина и раба? Да! Отца и сына? Именно! Двух друзей? Совершенно верно. Но помимо этого Бог оказывается для человека Учителем, желающим сообщить ему то, что избавит его от многих катастроф и даст истинное счастье.

Если иногда учителя земные бывают резки, самоуверенны, отстранены и равнодушны, то этот Учитель не таков. Мягкий и терпеливый, чуткий и внимательный Бог является Учителем, ожидающим от нас ученичества.

Бог — Учитель, поэтому Ему не «все равно». Он погружается в стихию истории, оказывается ее участником (в итоге даже жертвой!) с тем, чтобы дать человечеству истинное знание, обезопасить его от опасностей, указать истинный путь. Сострадающий Учитель дает наставление прародителям (Быт. 2), затем избирает народ и заключает с ним Завет, давая заповеди «для научения их» (Исх. 24, 12). Появляясь в этом мире, каждый человек оказывается в положении ученика, которого Бог «наставляет от юности его» (Пс. 70, 17). Блажен тот, кому удается обрести и сохранить ощущение своей духовной жизни как увлекательного урока, который ведет мудрый Учитель.

Однако часто это чувство покидает людей: ощущая себя взрослыми, мудрыми и самостоятельными, они уже не воспринимают Бога как Учителя, а себя как учеников. Они встают с ученической скамьи, и... Бог замолкает. Это вызывает бездну тоски и уныния в душе человека и горечь сожаления в сердце Самого Бога. Бог восклицает: «Когда Я учил их, с раннего утра учил, они не хотели принять наставления» (Иер. 32, 33). Воистину мудр тот, кто смог сохранить в своем сердце смирение, дающее силы воспринимать Бога как Доброго Учителя, который говорит с христианином и ведет его, держа за руку.


«Учитель, пришедший от Бога...»


Иисус Христос является нашим Господом, Искупителем, основателем христианской Церкви. Помня об этом, важно не забывать, что Своими современниками Иисус воспринимается прежде всего как учитель и проповедник (Ин. 3, 2). Статус авторитетного равви не оспаривается даже Его противниками и оппонентами. У Иисуса есть ученики, ошибки которых Он поправляет (Мф. 16, 5-12), которых Он иногда укоряет (Мф. 17, 19-20), в тяжелые моменты утешает и ободряет (Лк. 22, 31-34; Ин. 20, 19-22). Иисус часто выступает, проповедует перед огромными скоплениями народа. У Господа определенно есть что-то, что Он желает донести до окружающих. Наконец, Иисус основывает новое учение, которое Он сообщает Своим ученикам, завещая распространить это учение по всему миру.

Итак, Иисус является Учителем. Можно сказать сильнее: Он является единственным в полном смысле Учителем для христианина. Все остальные учителя, от святых отцов до преподавателей воскресных школ, суть более или менее умелые интерпретаторы той Вести, источником которой является галилейский Проповедник. Каждый учащий в Церкви является прежде всего учеником Иисуса Христа. Причем успех учителя в Церкви зависит, главным образом, от того, в какой степени ему удается оставаться смиренным учеником Господа.

Учениками Господа вовсе не являлись лишь те двенадцать спутников, которые странствовали с Ним по Палестине. Каждый из нас — ученик Иисуса в такой же мере, как Петр или Иоанн. Если мы этого ученичества не ощущаем, значит, Иисус — уже не наш Учитель, точнее, у нас появились иные учителя, заслонившие Его.

Иисус — такой Учитель, который приемлет лишь «индивидуальные формы обучения». Отношения с каждым человеком строятся для Него в категориях «я — ты». Поэтому лучший способ оставаться учеником Иисуса — жить регулярной молитвенной жизнью, воспринимая молитву как тот урок, на который с радостью спешат. Помимо того, что Иисус отвечает и учит во время молитвы, Он оставил Своим ученикам прекрасный учебник — Священное Писание. Известно выражение «Если во время молитвы мы спрашиваем Бога, то, когда мы читаем Библию, Он отвечает нам». Невозможно стать хорошим учеником Иисуса Христа, игнорируя этот учебник. Забросив его в сторону, как слишком сложный или несовременный, мы в действительности обрекаем себя на то, чтобы учиться по другим учебникам. Они могут быть сколь угодно качественными и благочестивыми, однако от Писания их отличает то, что автором их не является Бог.


Ecclesia docens. Церковь учащая


Первоначальная Церковь являлась собранием людей, которые вместе молились, творили дела милосердия, но еще и вместе учились! Неслучайно многие языческие авторы сравнивали христианские общины с философскими сообществами; дидактический элемент занимал исключительно важное место в благочестии первых христиан. Очень важно воспринимать христианскую религию не просто как набор ритуальных практик, культурную традицию или особую эстетическую среду, но прежде всего как учение. Мы ходим в церковь не только для того, чтобы участвовать в Таинствах, отдаваться радости взаимного общения и любви, но в основном ради того, чтобы учиться!

Церковь Христова, Его возлюбленная Невеста, получает от Иисуса Христа дар учительства в этом мире. Этот дар — опасное оружие: историческая Церковь часто оказывалась плохим учителем, она забывала, чему надо учить, пропускала уроки, плохо к ним готовилась, жестоко обращалась с вверенными учениками. Причина всех этих неудач одна: тщась быть учителем, Церковь забывала о том, что сама должна оставаться смиренным учеником небесного Учителя.

Церковь, которая выполняет свою учительскую функцию должным образом, созидает множество учителей во вверенном ей стаде. Апостол Павел советует своему ученику Тимофею: «Что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2, 2). «Что слышал, то и передай» — эти слова являются настоящей директивой для каждого христианина. Что однажды услышал от одного верующего, быв еще язычником, благодаря чему был обращен, смело расскажи другому неверующему человеку!

Современные верующие чаще всего демонстрируют две неверные модели поведения. С одной стороны, мы нередко проявляем удивительную немоту, крайнюю степень стыдливости, когда от нас требуется свидетельство. Эта ситуация не нова, уже автор Послания к Евреям жалуется на подобное явление: «Судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища» (Евр. 5, 12). Ненаученные верующие, которые не могут быть учителями, мало полезны для распространения Царства Божия на земле. Они подобны семнадцатилетним юношам, которые из-за своей лени вынуждены снова и снова осваивать программу начальной школы. С другой стороны, верующие христиане иногда охотно выступают в роли учителей, однако, содержание их вести способно лишь компрометировать Церковь и ее Господа. Проблема таковых «учителей» в том, что их наставления не аутентичны, не соответствуют тому, что однажды было заповедано Иисусом Христом, поэтому они оказываются плохими «ретрансляторами» евангельской Вести. Учительство таковых христиан чаще всего бывает основано на «преданиях человеческих» и «стихиях мира», а не на Христе (Кол. 2, 8). Христианин оказывается плохим учителем, если является плохим учеником. Такой «учитель» выступает, но не является провозвестником, пропагандирует, но не возвещает, не учит истинам Царства Божия!


«Мы слышали ушами своими, отцы наши рассказывали нам...»


Помимо Церкви важнейшим местом для учительства и ученичества христианина является семья. Родители и дети, взрослые и молодые — все мы одинаково должны воспринимать себя в семье прежде всего как учеников Господа и друг друга. Самые важные истины семейной жизни, как правило, не даются автоматически вместе с Таинством Венчания, но открываются в ходе совместной супружеской жизни, этой школы христианского милосердия и благородства, ответственности и снисхождения. Причем «учителем» вдруг может оказаться и малолетний ребенок, а «учениками» — взрослые родители.

Писание часто подчеркивает обязанность отцов быть учителями своих детей. В крестьянском мире древней Палестины эти призывы, как кажется, имели какое-то основание. Отец для своего сына, действительно, являлся тем, кто учил его всему, в чем тот нуждался в своей жизни. Однако резкое усложнение современного мира и постоянное обновление информации поставили отцов в крайне тяжелое положение: в условиях, когда «всему» учит школа и университет, остро встал вопрос о том, а чему еще все-таки должны учить отцы?

В условиях, когда отцы не могут заменить учителей ни по физике, ни по физкультуре, у них остается лишь одна возможность быть учителем в своей семье, являться учителем веры. Бог говорит Своему народу во время заключения Завета: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая; и навяжи их в знак на руку твою, и да будут они повязкою над глазами твоими, и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих» (Втор. 6, 4-9). Личный опыт жизни с Богом — то самое ценное, уникальное и неповторимое, что может сообщить своим детям отец. Прискорбно, если духовный опыт у отца отсутствует, и странно, если глава семейства стесняется говорить о «таких личных вещах». Но если ребенок не находит отца, способного наставить в вере дома, то (как правило!) таковыми «отцами» становятся совершенно посторонние люди (вожаки молодежных группировок, музыканты, спортсмены и т. п.).

Современный мир, самоуверенный и свободолюбивый, так долго боролся за свои права, бросал вызов всем вертикальным отношениям, что в конечном итоге оказался в настоящей пустыне совершенной горизонтальности. Нет в мире учителей, как нет и учеников. Нет отцов, как нет и сыновей. Учительство предполагает ответственность и мужество пойти на риск установления личных отношений. Ученичество же невозможно без смиренного желания воспринимать другого как старшего, нуждающегося в почтении и уважении. В итоге мир превращается в хаос, состоящий из юношей, тщащихся быть учителями, и старцев, подражающих юношам. Наше поколение тратит на обучение, получение образования до двух десятилетий своей жизни, а между тем понимает в жизни несравненно меньше, чем наши деды, окончившие всего лишь 2-3 класса.

Библейская традиция, опыт церковной жизни может помочь восстановить утраченные понятия учителя и ученика. В религиозной жизни Бог предстает как Учитель, нуждающийся в нас как в Своих учениках. Если мы остаемся послушными и трудолюбивыми учениками Божиими, нам самим дается дар учительства, способность свидетельствовать о Боге перед лицом наших близких и соседей, еще не открывших для себя сладость христианского ученичества.

Алексей Волчков
Иллюстрации Олеси Гонсеровской