Невозможно представить больницу без работающих в ней женщин — врачей, медсестер, санитарок. Но так было не всегда. Начало женскому присутствию в медицинских учреждениях положили христианки, которые ухаживали за больными и ранеными. Вдохновение для служения женщины черпали в образе христианок первых веков — диаконисс. В советское время сестер милосердия заменили медицинские сестры. Но сегодня сестринские общины возрождаются, а старейшая из них — мученицы Татианы — существует более 17 лет.
Сводчатое помещение наполнено женщинами в косынках с крестами разного цвета (красный — служение болящим в больницах, синий — церковно-педагогическое направление, например, работа с детьми в детских домах, желтый — социальное служение нуждающимся). Возраст женщин — в среднем
40-50 лет, но есть среди них и совсем молоденькие, и пожилые. В воздухе — шепот заинтересованных разговоров. Это храм Державной иконы Божией Матери на проспекте Культуры; здесь скоро начнется молебен, на который по понедельникам собираются сестры милосердия сестричества святой Татианы. После молитвы запланирована беседа о подготовке больных к Таинству Исповеди (это своего рода курсы повышения квалификации, на которые приезжают сестры и из других общин). «Державный» храм был освящен недавно, в 2008 году. Здесь есть большая трапезная, которая служит конференц-залом для обсуждения вопросов служения. Настоятель храма, протоиерей Сергий Филимонов, председатель Общества православных врачей Санкт-Петербурга, духовник Татианинского сестричества и практикующий врач, стоял у истоков возникновения сестричества. В начале
90-х он работал в
122-й медсанчасти, был прихожанином Спасо-Парголовского храма. Когда появились первые добровольцы для помощи в больнице, они получили от протоиерея Василия Лесняка благословение на начало служения. Постепенно стала складываться община, в 1997 году был написан ее устав. Так Татианинское сестричество среди других двух — Покровского и Елисаветинского — оказалось стоящим у истоков возрождения движения милосердия в Петербурге. По словам отца Сергия, они перенимали опыт московского Свято-Димитриевского сестричества, и, благодаря его духовнику протоиерею Аркадию Шатову, стало понятно, как начинать служение и на что направить особое внимание.
Орден милосердия
Ассоциация православных общин сестер милосердия города Санкт-Петербурга во имя исповедника Сергия (Сребрянского)
Руководитель: протоиерей Сергий Филимонов. Секретарь-координатор: главная сестра сестричества св.мц. Татианы Громакова Ксения Феодосьевна
• Сестричество милосердия св. мц. Татианы при приходе церкви «Державной» иконы Божией Матери. Тел.
334-15-86.
• Братство св. вмч. Анастасии Узорешительницы на В.О. Тел.
323-28-67.
• Сестричество во имя свв. царственных мучеников при Обители веры и милосердия в пос. Песочное. Тел.
596-63-73,
596-63-98.
• Сестричество свв. прмц. Елисаветы и инокини Варвары при приходе церкви прмч. Андрея Критского в пос. Сергиево (бывш. Володарского). Тел.
738-97-68,
749-75-88.
• Сестричество во имя св. прмц. Елисаветы в Лахте. Тел.
498-21-05. |
Сегодня желающего вступить в Татианинское сестричество ожидает достаточно непростая процедура: четыре ступени посвящения — от кандидата в испытуемые до посвященной сестры. Разработаны чинопоследование посвящения, система обучения, специальная форма — все это напоминает настоящий монашеский орден. «У нас, конечно, не дают монашеских обетов, — отвечает на мои сомнения протоиерей Сергий Филимонов. — Сестра милосердия по своим личным обстоятельствам может уйти из сестричества на домашнее послушание по рождению и воспитанию детей или по уходу за родителями. Мы не ограничиваем сестер в их выборе. К тому же у нас разработано положение о том, женщины какого статуса могут достичь последней ступени посвящения: это в основном незамужние. Мы убедились, что для замужних женщин соединять семейную жизнь с церковным служением весьма сложно. Они могут выполнять только небольшой объем послушаний. Нет смысла служить Богу в больнице, помогать сиротам или бездомным, если из-за невнимания мамы и жены страдает малая Церковь. Нельзя строить в одном месте и разрушать в другом. Тем не менее, на первых двух степенях посвящения могут быть (с разрешения мужа) замужние женщины. Но последней степени посвящения достигают сестры, прослужившие свыше семи лет в сестричестве, прошедшие все ступени обучения и воспитания. Если незамужняя сестра обрела супруга, забеременела в супружестве, она освобождается от послушания и переводится за штат, а мы продолжаем за нее молиться. Она, когда может, помогает нам, но ее основная задача теперь — семья и воспитание ребенка. Часто сестры потом приводят своих деток, и уже они учатся ухаживать за больными, помогают комплектовать подарки к праздникам. Иногда целые династии: бабушка и мама — сестры милосердия, и дочка начинает помогать. Поэтому мы с радостью отпускаем сестер „в семью“: знаем, что они к нам вернутся».
Количество сестер Татианинского сестричества — штатных и заштатных — около ста. Служение ведется в
5-7 больницах города (в некоторых из них сестры являются сотрудниками), а также в детском доме № 9 и на дому. Все сестры проходят подготовку в соответствии с тем служением, которым занимаются: духовность не исключает профессионализм. В сестричестве могут служить и мужчины — это оговорено уставом, их называют «добровольно помогающие братья». Тем не менее, сестер для всех нуждающихся в помощи не хватает.
Не хобби, а путь
В одну из суббот мне повезло: сестры разрешили прийти и увидеть служение воочию. Сначала мы приехали в Городскую больницу № 2. В фойе нас ждала главная сестра общины, вместе мы направились на неврологическое отделение. Обычная палата, где лежат три женщины. Привычные больничные будни заметно преображаются благодаря присутствию здесь сестры милосердия Анны Егоровны — медсестры на пенсии. Она уже более семи лет в Татиановском сестричестве. Веселый добрый взгляд, плавные движения, терпеливая манера общения — сам облик сестры радует и успокаивает. Помыть больного, переодеть, покормить, побеседовать о жизни, а при его желании помочь приготовиться к Исповеди и Причастию — такова роль этих женщин в белых косынках с красными крестами. Интересно, что хотя Анна Егоровна пришла только к одной больной, вниманием были охвачены все пациентки в палате: невозможно быть сестрой милосердия наполовину.
После больницы мы решили посмотреть служение сестер на дому. Клавдия Александровна — пожилая женщина — с трудом может себя обслуживать, живет одна, находится на патронаже в сестричестве. Марина, молодая скромная девушка, — одна из сестер, которые приходят ухаживать за старушкой. Она профессиональная медсестра, уже пять лет в сестричестве: собранная, четкая, наверно, с ней рядом надежно. У каждой сестры милосердия есть свое молитвенное правило, которое она должна прочитать перед началом работы и после нее. Если больной не против, сестра молится вместе с ним. Обычно к одному пациенту прикрепляют несколько человек, чтобы не возникало излишнего привыкания и претензий. Это могут быть сестры из медицинского или социального направлений служения; сопровождение каждого патронажного случая продумывается отдельно старшими сестрами.
«Служение — это не хобби, это образ жизни, путь ко Христу, который совершает человек», — уверены сестры. В этом подходе четко видна грань между обычными формами добровольчества и сестричеством милосердия. И все же — как здесь решается вопрос с оплатой труда? Те сестры, которые официально работают в больницах, получают зарплату, патронажные сестры работают за пожертвование — это форма и работы, и служения. Есть сестры, которые имеют светскую работу, они помогают благотворительно в свое свободное время.
Трудности служения
На заре возрождения сестричеств милосердия в больницах Петербурга катастрофически не хватало младшего медицинского персонала, и сестры порой просто восполняли его недостаток. «В подготовке медицинских сестер отсутствует духовная составляющая, — считает протоиерей Сергий Филимонов. — Сестра милосердия и медицинская сестра — две совершенно разные ипостаси. Одна имеет медицинское профессиональное образование и может быть хорошим человеком, даже верующим, а вторая — посвятила свою жизнь Христу и старается в уходе за больным выразить свое служение. Кроме профессиональной подготовки, она подготовлена еще и духовно». На занятии сестер милосердия в храме Божией Матери «Державная» отец Сергий отвечал на вопросы о том, как правильно готовить больного к Исповеди, как начинать разговор. Наиболее частые ошибки, по его мнению, — это начало работы без молитвы, отношение к больному «как к объекту послушания», невнимание к личностным особенностям человека и тяжести его болезни, ободрение ложными надеждами или, наоборот, запугивание. Сестра является мостиком между больным и священником, она должна почувствовать нужный момент, готовность услышать о Боге. С другой стороны, сестрам милосердия важно доверять Богу: Он Сам заботится о человеке, ведет каждого своим путем.
Известно, что люди помогающих профессий примерно через
3-5 лет активной работы эмоционально устают — «профессионально выгорают», как называют это психологи. «Если сестра служит Богу правильно, то профвыгорание не наступает. Оно происходит тогда, когда человек служит не Господу, а себе и не в церковном духе, то есть когда он не выполняет благословения духовника, не послушается старшим, — утверждает отец. Сергий. — Духовник знает, когда надо остановить сестру, когда ей следует отдохнуть, подлечиться. И если отношения между Богом и человеком правильные, то Бог дает силы, и выгорания не происходит. Это очень редко встречается у светских людей, чаще после
5-6 лет такой сложной работы может начаться усталость, дестабилизация состояния и даже психические нарушения. Конечно, и наши сестры могут физически становиться слабее (например, если они поднимают тяжелых больных, то у них самих могут возникнуть проблемы со здоровьем), но психоэмоциональный упадок не происходит, потому что Господь обновляет естество человека».
В середине XIX века в мире было 56 общин сестер милосердия, из них 6 — в России. Сегодня в Санкт-Петербургской епархии их уже 12. Но чтобы стать сестрой, нужно тщательно выверить свое сердце: действительно ли ты этого хочешь, для чего встаешь на этот путь? Если для того чтобы трудоустроиться, вовлечься в какую-нибудь деятельность, пообщаться, то в сестры милосердия идти не стоит. А если в этом видится путь к спасению, свое призвание в Церкви, то такой выбор наверняка окажется верным.
Ирина Левина