К столетию матери Терезы
Иногда христианство попадает в периоды, когда весть о воскресшем Иисусе оказывается пресной, а Церковь предстает в виде устаревшего социального института. В такие эпохи задача возгласить Христовы истины в их первозданной силе ложится на совершенно небогатырские, а иногда даже женские плечи. Мать Тереза Калькуттская принадлежит к тем праведникам нашего времени, через жизнь которых миру вновь открылся Христос в своей вселенской любви и милости к человеческому роду.
Какие они, святые? Строгие, суровые и духовные! Это понятно, а какими они были в жизни? Какое у них было детство, что значила семья для каждого из них? Жизнь матери Терезы демонстрирует очень важную истину: святые Божии люди являются простыми людьми, такими, как каждый из нас. Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу) родилась сто лет назад, 16 августа 1910 года в городе Скопье (современная Македония), в семье албанских католиков. При крещении, 27 августа, она получила имя Гонджа-Агнесса. Родственники Терезы описывают ее как очень живую, смешливую девочку, склонную к шалостям и детским проказам. Тереза представляется глубоко связанной со своей семьей, она как бы вырастает из нее, внутренне формируется в этом пространстве любви и приятия. Отец Агнессы занимался строительным бизнесом, поэтому семья была довольно богатой. Однако финансовая обеспеченность вовсе не оказывалась угрозой для духовного состояния семьи. Это проявилось после 1919 года, когда умер отец Агнессы. Резко изменившаяся жизнь, пришедшая в дом скудость и нужда не смогли поколебать простой, искренней и доверчивой христианской веры Агнессы и ее близких.
В 18 лет она уехала в Ирландию, где стала членом ордена «Ирландские сестры Лорето». Через три года, взяв имя Тереза, она приняла монашество в честь канонизированной в 1927 году монахини-кармелитки Терезы из Лизье, известной своей добротой и милосердием. Так появилась сестра Тереза.
Бог, где мое призвание?
С этим вопросом, изматывающим и лишающим всякой энергии, сталкивается каждый христианин. Действительно, все мы стали христианами, посещаем церковь, участвуем в Таинствах, но, Боже, а что дальше?
Сестра Тереза стала всемирно известной «матерью Терезой» вовсе не на второй год своей монашеской жизни. В течение 20 лет она была рядовым членом своей конгрегации, работала в церковной школе святой Марии для девочек в Дарджилинге, городе к северу от Калькутты, учителем географии. Несложно представить себе чувства сестры Терезы. Можно поработать в этой школе, в скромной должности учителя, пять лет, десять. Но, Боже, это все, на что я годна Тебе? Разве больше у Тебя ничего не припасено для меня? Отличие сестры Терезы от каждого из нас, надо думать, состояло не в том, что этих мыслей у нее не было, а в том, что в самые важные моменты они уступали исключительно важным чувствам христианского смирения и послушания. Рождающаяся из этих доб-родетелей духовная трезвость помогала Терезе верно осмыслить свой «школьный опыт»: я там, Боже, где кажусь Тебе нужной. Каждый год, который мы провели в своем «непочетном звании», если мы трудились смиренно и добросовестно, не проходит для нас даром. Божий план, имеющийся относительно каждого из нас, предусматривает и это «впустую потраченное» время.
Однажды38-летняя сестра Тереза во время поездки в поезде испытала важное внутреннее переживание.
Видя бесчисленное количество нищих, несчастных, одиноких и брошенных людей, которые путешествовали вместе с ней в одном вагоне или мимо которых проносился ее поезд, монахиня почувствовала, что забота об этих людях — то, что поручает ей Сам Бог.
Так появилась мать Тереза, скромная, добросовестная, смиренная Божия служительница.
Где Ты, Бог?
«Где Ты, Бог?» — ежедневно взываем мы в наших маленьких, уютных «православных жизнях». Где Твоя слава в этом мире? Где Твои великие святые? Где живое Евангелие, успешная проповедь, миллионы обращенных?
Жизнь Терезы из Калькутты показывает нам, что Бог являет Себя в этом мире там, где каждый из нас допускает, чтобы Он явился. Ежедневно в нашем сознании возникают огромные планы, проекты и инициативы. Всех их, однако, характеризует одно свойство — как правило, эти затеи ничем не заканчиваются, они бывают бесплодны!
Сестра Тереза, услышав призыв Бога, отдала себя целиком его реализации. Хрупкая женщина стала основательницей новой католической конгрегации «Миссионеры милосердия». Превозмогая недоверие священноначалия, критику своего служения как со стороны католического мира, так и со стороны политических кругов индийского общества, Тереза создала настоящее духовное движение, предназначенное для оказания активной христианской помощи тем, кто находится в состоянии голода, одиночества, обреченности или потерянности. В настоящее время в этом движении участвуют более 5000 сестер-"миссионерок любви«, которые трудятся в более чем 100 странах.
В чем отличие матери Терезы от миллионов других христиан? Почему ее служение принесло огромные плоды, тогда как затеи других заканчиваются ничем? Легче всего объяснить все это святостью Терезы: дескать, Божия благодать наполнила паруса ее ордена. Однако вопрос так и останется без ответа — почему же паруса других христианских фрегатов остались бесполезным украшением корабельных мачт? Тереза была успешной не благодаря своим многочисленным духовным дарам и талантам. Ее, кажется, единственным дарованием являлось смирение и максимально серьезное отношение к тому, что было поручено Богом. Страхи, опасения и нерешительность посещали монахиню не меньше, чем каждого из нас, однако понимание того, что это всего лишь ее страхи и опасения, не имеющие никакого значения перед величием Божия поручения, отличало мать Терезу. Как Иисус из Евангелий, как Фродо из сказок Толкина, как «человек маленький» из известного стихотворения Роберта Рождественского, мать Тереза являлась во всех отношениях «очень маленькой», и именно благодаря этому Божие поручение оказалось исполненным.
Бог приходит через простых людей, которые чувствуют Его боль за судьбы страждующих и даруют им свою помощь.
Ну а что мне делать в мире, Боже?
Перед каждым человеком, ставшим христианином, рано или поздно возникает вопрос: какому делу мне отдать себя, Боже, какому из Твоих врагов объявить войну, на завоевание каких земель, дотоле непокоренных, мне следует отправиться в поход?
Православный календарь знает множество святых-воителей и святых-отшельников. Однако тот призыв, который мать Тереза получила от Бога, требовал иного христианского делания. Сострадание людям, которые мучаются, и стремление им помочь — вот что характеризовало деятельность монахини и ее ордена. Тереза из Калькутты так учила членов своей конгрегации: «Миссионеры милосердия — носители Божией любви. Если в вас нет рвения помогать бедным, заботиться о прокаженных, тогда вы должны собрать свои вещи и уехать домой».
Индия в 50-80-е годы XX века предоставляла прекрасную возможность для реализации подобного служения любви и милосердия. Ее жители были бедны, подвержены страшным болезням, являлись язычниками. Осознание этого факта, а также известные слова Иисуса (Мф. 25,34-46) предопределили самый важный выбор, который сделала Тереза в своей жизни: она покинула надежные стены обители и отправилась в опасные трущобы. «Что для меня Иисус?» — спрашивает сама себя Тереза, а затем отвечает: «Иисус — голодный, которого нужно накормить, жаждущий... Бездомный! Больной! Одинокий! Нежеланный! Прокаженный! Нищий! Слепой! Калека! Заключенный!» Иисус для нее тот, кто никому не нужен, кого не замечают, о ком не принято говорить в приличном обществе, кого забыли все! Умственно неполноценные, цыгане, проститутки, нищие, эмигранты, зеки — заботясь о них, мы заботимся о Самом Иисусе. «Ад — это место, где дурно пахнет и никто никого не любит», — утверждала мать Тереза. Задача христианина — оказаться в этом аду, напитать эти пустыни своей любовью и милосердием. Видеозаписи матери Терезы показывают, насколько ее любовь к ближнему была тактильной! Тереза и ее сестры постоянно обнимают, треплют за щеки, гладят по спине, целуют тех, о ком они заботятся, — быть вместе в объятиях означает быть вместе совершенно, до самого конца.
Где можно найти этих бедняков? В Индии, Африке, Латинской Америке? Безусловно! Но первейшей миссией христианина, по мнению матери Терезы, является поиск бедняков возле самого себя. Нищета имеет разные измерения. Подчас в более развитых странах она принимает более глубокие и драматические формы. «Калькутту можно найти по всему миру, если имеешь глаза, чтобы видеть», — так говорила святая христианка албанского происхождения из Калькутты...
Алексей Волчков