«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 8, 2010 год

КНИГИ ДЛЯ ПЕНИЯ

Православное богослужение — сложная система текстов, которые читаются, возглашаются и поются. При постижении церковно-певческого искусства самым трудным оказывается не разобраться в музыкальных напевах, а овладеть навыком чтения и понимания смысла поющихся текстов. Так откуда берутся слова песнопений? Как они выстраиваются в единый текст службы?

Тексты по содержанию разделяются на четыре группы, и для каждой группы существует своя специальная богослужебная книга.

К первой группе принадлежат те, которые приурочены к определенному времени суток: утру, дню или вечеру. Согласно богослужебному Уставу, каждый из этих текстов должен произноситься в определенный час суток. Поэтому книга, в которой собраны тексты этой группы, называется Часослов. Тексты Часослова употребляются в богослужении ежедневно, они составляют основу богослужебной схемы и называются неизменяемыми, а все остальные тексты в различных комбинациях присоединяются к ним. Тексты Часослова всем хорошо известны, например: Предначинательный псалом «Благослови, душе моя, Господа», «Свете тихий», «Ныне отпущаеши», «Сподоби, Господи, в вечер сей».

Ко второй группе принадлежат тексты, посвященные конкретному дню недели. Каждый день церковной седмицы чествуется какая-то наиболее значительная личность: в понедельник — ангелы и все чины бесплотные; во вторник — Креститель и Предтеча Иоанн, в среду и пятницу — Богородица и страдания Господа Иисуса Христа и Его Честной Крест; в четверг — святые апостолы и святитель Николай; в субботу — день воспоминания всех усопших и всех святых; каждое воскресенье — это Воскресение Христово, малая Пасха. Все эти тексты собраны в специальную книгу, состоящую из восьми разделов и называемую Октоих (от греч. okto — восемь и echos — голос). Каждый раздел соответствует одному из восьми гласов и в свою очередь делится на семь частей по дням недели. Книгу открывает первый глас. Внутри первого гласа следуют по порядку тексты, соответствующие понедельнику, вторнику... — и так до конца седмицы. Все эти тексты положено распевать на первый глас. Аналогично построены остальные разделы книги.

К третьей группе принадлежат тексты, в которых сообщается о событиях определенного числа месяца. Книга, содержащая эти тексты, разделяется по количеству месяцев на 12 частей и называется Минея (от греч. men — месяц). В текстах Минеи повествуется о чествуемых в данный день событиях: память какого-либо святого, иконы Божией Матери, события из жизни Господа (Рождество или Крещение, например) и так далее. В отличие от других богослужебных книг Минея — книга разомкнутая: до тех пор, пока продолжается история Церкви на земле, количество прославляемых святых увеличивается, соответственно, появляются все новые и новые тексты, посвященные им.

Итак, Часослов, Октоих и Минея — из этих книг складывается текст богослужения. Неизменяемые тексты Часослова соединяются с текстами соответствующего гласа и дня недели из Октоиха, и к ним присоединяются минейные тексты, повествующие о событиях церковного календаря.

Перечисленными тремя книгами источники певческих текстов не ограничиваются. В церковном календаре есть совершенно особое время: Великий пост и следующий за ним период от светлого Христова Воскресения до Пятидесятницы. Это особое время в церковной жизни отразилось на богослужебном уставе: группа текстов, посвященных этому периоду, помещается в специальную книгу — Триодь. Эта книга состоит из двух частей: одна соответствует постному времени и называется Триодь постная, вторая — пасхальному периоду и называется Триодь цветная. В великопостно-пасхальное время Триодь почти вытесняет Октоих и Минею (разумеется, неизменяемые тексты всегда остаются на своем месте). Название книги Триодь связано с тем, что в ней (наряду со стихирами, тропарями и прочими обычными видами церковных песнопений) содержится особый жанр — так называемые трипеснцы (от греч. tri и оdе — песнь). Трипеснец — это канон, состоящий не из традиционных девяти, а из трех песен.

Для каждого из неизменяемых песнопений (источник большей части которых Часослов) созданы свои мелодии, хотя многие из них могут исполняться на тот или иной глас. Иначе обстоит дело с изменяемыми песнопениями Октоиха, Минеи и Триоди: количество их столь огромно, что сочинить для каждого индивидуальный напев невозможно. Для певческого исполнения этих текстов используется система осмогласия. При каждом тексте в богослужебных книгах указывается глас, на который следует исполнять данное песнопение.

Изменяемые песнопения, как правило, исполняются певцами церковного хора непосредственно из богослужебных книг. В этом случае от певчих требуется знание мелодии гласа. Наряду с богослужебными книгами на каждом клиросе всегда есть библиотека нотных сборников, в которых представлены музыкальные композиции песнопений Всенощного бдения и Литургии. Источник всех текстов, помещенных в эти нотные сборники, — все те же богослужебные книги.

В Древней Руси, когда еще не было распространено книгопечатание, богослужебные книги сочетали в себе и словесный, и музыкальный тексты: над словами стояли специальные музыкальные знаки — крюки. Удивительно, как древнерусские мастера пения, несмотря на столь огромное количество богослужебных текстов, могли уделить внимание каждому тексту и создать для каждого свой индивидуальный распев, тогда как в сегодняшней певческой практике одна и та же гласовая мелодия тиражируется для сотни разных текстов.

Для совершения богослужения необходимо, чтобы на клиросе присутствовали четыре специалиста: уставщик, знающий, какое количество песнопений из каждой книги положено взять для данного типа службы и в какой комбинации их нужно сочетать; регент, владеющий системами распевов и знающий, в какой момент службы каким образом должен быть озвучен тот или иной богослужебный текст; чтец, которому поручается исполнение не-певческих богослужебных текстов; певец (как минимум один), исполняющий волю уставщика и регента. Однако не каждый храм может похвастаться наличием на клиросе всех четырех профессионалов. Бывают и такие случаи, когда эти четыре специалиста на клиросе представлены в лице одного человека, который знает правила обращения с богослужебными книгами и умеет озвучивать тексты из них, читая или пропевая на нужный распев.

Наталья Никольская
Иллюстрация: Александр Адамич