«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 5, 2010 год

БЫТЬ ДОБРЫМ ВОИНОМ ХРИСТА

Стихия мира вокруг нас — стихия войны и насилия. Народы, классы, идеологии стремятся к доминированию и лидерству. В ходе войн рушатся одни империи, достигают процветания другие, меняются экономические системы, создаются новые ценности. Господство и подавление — вот два инструмента, которые с неизменным постоянством используются на протяжении всей истории. Мировые войны XX века, атомные бомбардировки, геноцид заставляют с новой силой поставить вопрос о том, как соотносится благая весть Иисуса
с этой агрессивной стихией.


Христианство как война

Мы часто говорим о Божием призыве христиан. Быть христианином — значит быть мобилизованным, призванным. Едва ли возможен «призыв» к крестьянскому труду или буржуазной жизни, теплой и предсказуемой. «Призванным» можно быть исключительно на войну, когда тебя зачисляют в разряд воинов определенной армии.

Армейская эстетика и терминология с удивительным постоянством используются библейскими авторами обоих Заветов. Создание на земле Царства, где правил бы Бог, требует от верующего человека борьбы с препятствующими этому силами. Творение Богом мира также описывается в категориях борьбы Его против хаоса и непреображенной стихии. В мироздании Бог видит многое, что отвратительно Его очам, Бог испытывает омерзение от идолопоклонства, разврата, несоблюдения заповедей, неправедного суда, обмана ближнего, надменности и гордыни. Всему этому Бог объявляет священную войну и требует участия в ней тех, кого Он называет Своими в этом мире.

Ветхозаветная воинственность вовсе не кажется забытой в богословском пространстве Нового Завета. У Иисуса и Его учеников есть масса врагов, которые ведут против Евангелия яростную борьбу. Каждый избирающий Иисуса как Своего Господа становится активным участником этой войны.

То христианство, которое позиционирует себя исключительно как «да» этому миру, оказывается «тепленьким» (Откр. 3, 15), лишается «солености» (Мф. 5, 13) и превращается в нечто всецело бесполезное как в глазах Бога, так (это важно!) и в глазах мира. Христианство, стремящееся быть исключительно «миром» и «благословением» для людей, рискует оказаться ни при чем в той великой войне, которая идет между добром и злом в нашем мире. Если христиане не оказываются объектом ненависти со стороны мира (Ин. 15, 18-21), если Церковь уже не гонима (1 Ин. 3, 13), если быть христианином вдруг стало респектабельно, модно и легко (!), то это может говорить лишь об одном: христиане уже проиграли свою войну, стали для мира с его ценностями своими, для Бога же — предателями и коллаборационистами. Настоящее, библейское христианство всегда — острота, провокация и вызов!

Если сатане не удается лишить христианина воинственного настроя, он старается обратить его в неверном направлении. Иногда ему удается выдать за войну против врагов Божиих борьбу против врагов конкретных христиан. Война против американской угрозы, религиозных меньшинств или жидомасонского заговора, борьба за восстановление в России православной монархии или за чистоту нации, несомненно, являются проявлением воинственности христианина. Однако в этом случае можно сказать, что энергия и ограниченные ресурсы верующего человека тратятся впустую: Бог и Его дело на земле ничего не приобретают от этой борьбы. Отличительным свойством подобной псевдохристианской войны является то, что быть таковым борцом почетно в глазах мира и удобно для самого верующего. Чаще всего основные бои разворачиваются на мониторе компьютера, тело воина Христова покоится в мягком кресле, на столе стоит горячий чай, и при этом он тратит сотни часов своей жизни для пустых споров на интернет-форумах. Участники подобных «браней» могут быть с полным основанием названы бездельниками: их деятельность уместно сравнить с войной против ветряных мельниц. Можно быть чрезвычайно активным, считать себя настоящим воином Христа, однако в действительности являться угрозой лишь для виртуальных фантомов и миражей.

В нашем обществе существует крайне острая проблема — дозволенность абортов. Христиане всего мира являются противниками того, чтобы нерожденные дети становились жертвой свободного выбора своих мам. Организация митингов, шумных выступлений в СМИ является, пожалуй, наиболее распространенным способом борьбы с этим социальным злом. Ожидается, что в результате таких действий желающая совершить аборт женщина изменит свое мнение и откажется от аборта. Лично у меня эти ожидания вызывают сомнения. Не так громко афишируется, однако существует и другое служение, участники которого также борются с практикой абортов. Однако у них другая тактика: узнав о желании какой-либо женщины сделать аборт, добровольцы вместо нравоучительных бесед и обличительных проповедей предлагают ей материальную помощь, в которой та, как правило, нуждается. Где от христианина требуется большее самопожертвование? Какое из служений является более эффективным? Думаю, то, которое оказывается менее шумным, но требует от верующего ежедневного труда и смирения.

Участие в настоящей войне Христовой тяжело, оно требует от человека самопожертвования, оно неблагодарно и непочетно. Участвуя в делах Христовых, едва ли разбогатеешь или станешь желанным гостем на ток-шоу. В настоящее время каждый христианин может стать участником войны Иеговы, борясь, например, с социальными язвами нашего мира: бедностью и бесправием отдельных слоев общества, с социальной несправедливостью, служа тем, кто отброшен обществом на задворки, чье существование остается для всех незаметным (бездомные, сироты, вдовы, наркоманы, ВИЧ-инфицированные, заключенные). Ведь если весь мир о них забыл, то Бог все равно о них помнит и проявляет Свою любовь к ним через любовь Своих людей на земле.

Можно считать себя настоящим воином Христа, однако в действительности являться угрозой лишь для виртуальных фантомов и миражей


Христианство как мир

Человечество никогда не испытывает дефицита воинственности, люди всегда охотно ввязываются в разного рода конфликты и войны. Религиозный человек при этом оказывается склонным к насилию и вражде не в меньшей степени, чем его нерелигиозный сосед. Поводом для борьбы может стать желание приобщить язычников к Евангелию, стремление защитить религиозную ортодоксию/кафолицизм, убедить население своей страны в необходимости жить по закону Бога. Крестоносцы, участники религиозных войн в Европе Нового времени, инквизиторы — все они одинаково ощущали себя «воинами Господа». В настоящее время невозможно воспринимать их воинственные инициативы иначе, как временное помутнение рассудка, этакий морок, охвативший сердца христиан тех эпох.

Сегодня Православная Церковь представляет собой конгломерат различных групп, которые обладают собственным взглядом по наиболее острым вопросам современной христианской жизни (проблема разделения Церквей, осмысление истории России, отношения Церкви и общества). Само по себе это положение дел не является сколько-нибудь ненормальным, мир так многообразен, а воля Божия остается настолько далекой от нашего разумения, что наличие своеобразных фракций в церковном организме неизбежно. Однако стихия греха охватывает верующих людей, подчиняя их разрушительной логике борьбы и взаимной нетерпимости, и представители этих групп начинают воспринимать друг друга как язычников и еретиков. Сторонники перевода богослужения на русский язык воспринимают приверженцев церковно-славянского языка как необразованных простаков. Поклонники традиционного московско-византийского благочестия видят в православных, открытых к контактам с представителями западного христианства, «обновленцев» и разрушителей Церкви. Отношения вражды и взаимного подозрения поработили сознание современного православного человека, в своем брате он склонен видеть того, кто «находится в прелести», а не того, кто нуждается в любви и приятии. Каждый нехристианин, однажды вникнув в эти праведные споры о чистоте веры, будет потрясен, насколько агрессивно, язвительно и самоуверенно общаются те, кто принадлежит к одному стаду Одного Пастыря... Эта ли воинственность требуется от христианина?

Блаженны миротворцы (Мф. 5, 9), проповедники того мира, источником которого является Бог (Ин. 14, 27)! Бог благословляет и поддерживает тех, кто сглаживает углы, примиряет противоречия, успокаивает страсти, врачует недуги. Война христианина — это проповедь мира в обществе, которое любит сражаться и привыкло наслаждаться созерцанием пролития крови на экранах телевизоров. Война христианина — смиренная проповедь примирения, которая обращена к православным христианам, увлеченным участием в «крестовых походах» друг против друга.

В своей борьбе христиане, подражая Иисусу, внешне кажутся беззащитными. Христос, опираясь на силу земных и небесных полков, имея полную возможность оказаться бесспорным победителем, предпочитает быть Тем, Кого предадут, выдадут врагам, над Кем будут издеваться и Кого в конце концов убьют. И в этом поражении являет себя великая, настоящая Победа Отрока Божия Иисуса, доверчивого и смиренного (Ис. 50).

Победа христианина лишь тогда является истинной, когда основана на отказе отвечать злом на зло. Идея о проявлении насилия по отношению к насилию является одной из самых очевидных для человечества. Надо митинговать, интриговать, бороться против тех, кто борется против тебя. Но в христианстве открывается иная истина — «не воздавать злом за зло» (1 Фес. 5, 15) и «не мстить за себя» (Рим. 12, 19). Поступать так, как требует Писание, означает жить по вере, ощущать постоянное присутствие Бога рядом, предоставить Ему право Самому наказать нашего обидчика. Блаженный Августин в одном из своих сочинений сравнивает жизнь христианина в мире с овцой, которая оказалась в окружении волков. Участь овцы в этой ситуации печальна: она должна быть съедена, но благодаря этой жертве волки становятся овцами!

В последние дни Бог обещает не только последнюю брань с силами зла, но и вечный мир, когда «перекуют мечи на орала, а копья на серпы, люди не поднимут друг на друга меча и не будут учиться воевать» (Ис. 2, 4; Ис. 11, 6-9). Церковь, активно (воинственно) проповедующая мир и строящая свою внутреннюю жизнь по правилам ненасилия и товарищества, должна являть в этом мире притчу о вечном мире последних времен.

Алексей Волчков
Фото: Станислав Марченко