«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 5, 2010 год

ПЕРВЫЕ ШАГИ. Апостол в Неделю 6-ю по Пасхе

Однажды, когда мы шли на молитву, нам повстречалась некая молодая рабыня, одержимая Пифоном, духом прорицания. Предсказывая судьбу, она приносила своим господам большой доход. Идя следом за Павлом и за нами, она кричала: «Эти люди — рабы Бога Всевышнего! Они возвещают вам путь спасения!» И так она делала много дней подряд. Наконец раздосадованный Павел обернулся и сказал духу: «Приказываю тебе именем Иисуса Христа: выйди из нее!» И дух тотчас вышел. Но когда ее господа увидели, что «вышла» также их надежда на доход, они схватили Павла и Силу, потащили их на рыночную площадь к городскому начальству. И, подведя их к преторам, сказали: «Эти люди устраивают беспорядки в нашем городе! Они иудеи и возвещают такие обычаи, которые нам не позволено ни принимать, ни соблюдать. Мы ведь римляне!» Толпа тоже выступила против них. Тогда преторы повелели сорвать с них одежды и бить их палками. Жестоко избив, их бросили в тюрьму и приказали тюремщику строго стеречь их. Тот, получив такое приказание, бросил их в самую внутреннюю камеру и забил им ноги в колодки. Около полуночи Павел и Сила молились и воспевали Бога, а заключенные их слушали. И тут вдруг произошло землетрясение, такое сильное, что поколебались основания тюрьмы, и тотчас открылись все двери, и цепи со всех заключенных спали. Тюремщик же, проснувшись и увидев, что двери тюрьмы открыты, выхватил меч и хотел убить себя, думая, что заключенные сбежали. Но Павел громко закричал: «Не делай этого, не губи себя! Мы все здесь!» И тот, потребовав огня, ворвался в тюрьму и, весь дрожа, пал к ногам Павла и Силы. Потом, выведя их вон, он спросил их: «Господа мои, что я должен сделать, чтобы обрести спасение?» — «Веруй в Господа Иисуса и тогда будешь спасен и ты, и дом твой», — ответили они. И возвестили ему и всем в доме его Слово Господа. И в тот же ночной час он вывел их, промыл им раны и немедленно вместе со всей своей семьей принял Крещение. После этого он привел их к себе домой, пригласил к столу и со всем своим домом радовался тому, что уверовал в Бога.

Деян. 16,16-34
Перевод архимандрита Ианнуария (Ивлиева)

«Мы шли на молитву», «нам повстречалась некая рабыня» — так начинается сегодняшнее чтение из Книги Деяний. Этим «мы» евангелист Лука говорит о себе как о действующем лице тех событий, о которых он повествует. Свидетельство о том, что Лука был одним из спутников апостола Павла, придает всему повествованию жизненную убедительность, а нам — уверенность в его правдивости. Итак, апостол Павел и его спутники, Сила и Лука, находятся в Филиппах. Это был первый город на европейской земле, который имел честь принять у себя апостола языков. Будучи римской колонией, город, хотя и находился в Македонии, далеко от Рима, был населен преимущественно римлянами — переселенными из Рима ветеранами. Первый плод для Христа Филиппы принесли в лице Лидии — состоятельной женщины, чтущей Бога . Она, услышав проповедь апостола Павла, приняла спасительное Крещение и в своем доме дала приют Христовым вестникам. Так ее дом стал как бы центром апостольской миссии в Филиппах.

И вот наш сегодняшний рассказ повествует о некоторых первых шагах Евангелия Христова в римской колонии Филиппы. Он содержит три истории освобождения. Первая история — о женщине, которая не была богата, как Лидия, но, напротив, была рабыней; и не «чтущей Бога», как Лидия, но одержимой бесом язычницей. Именем Иисуса Христа апостол Павел освободил ее от власти злого духа... Евангелист Лука уточняет, что девушка была одержима духом прорицания по имени Пифон. Чтобы читателям, которые не знакомы с древней мифологией, напомнить, что это за дух, св. Иоанн Златоуст пишет: «Скажи мне, какой это был бес? Писатель говорит: бог Пифон». Имеется в виду мифический змей, охранявший знаменитое во всем древнем мире святилище Аполлона в Дельфах. Считалось, что бог Аполлон через этого змея давал своим жрицам способность к ясновидению, прорицаниям и чревовещанию. Одержимые Пифоном жрицы, именуемые «пифиями», пользовались большим почитанием язычников. Евангелист Лука не объясняет этих суеверных подробностей, но сообщает нам, что молодая рабыня своими предсказаниями «приносила своим господам большой доход». Господа наживались на несчастье психически больной девушки.

Злой дух, вещая из одержимой, назойливо, много дней подряд провозглашал Павла и его спутников рабами Бога Всевышнего и наставниками на путь спасения. Надо сказать, что подобные признания бесов неоднократно упоминаются в Евангелиях. Но слова истины в нечистых устах могут быть очень опасными и вести к соблазну. Как указывает Златоуст, «если от человека „неприятна похвала в устах грешника“ (Сир. 15, 9), то тем более от беса. <...> Ведь проповедь не от людей, но от Духа Святого». Раздосадованный столь нежелательной рекламой, апостол Павел именем Иисуса Христа повелел нечистому духу оставить девушку, что тот немедленно и исполнил.

Но то, что для рабыни означало освобождение, для ее хозяев было ощутимой утратой. Эти корыстные люди поняли: вместе с бесом Пифоном они потеряли свой доход. Разумеется, это привело их в ярость и настроило против благовестников. Они повлекли их на рыночную площадь, где находился центр общественной жизни города, и представили перед преторами — официальными представителями римской администрации, которые выполняли обязанности судей. Играя на антисемитских чувствах сограждан, хозяева освободившейся от власти нечистого духа девушки гневно жаловались, что эти иудеи насаждают непозволительные обычаи, неприемлемые для них, настоящих римлян. Очень показательная история: как только христианская проповедь затрагивает материальные интересы имущих, проповедники испытывают трудности. (Достаточно вспомнить евангельскую историю с богатым юношей). В результате Павел и Сила были арестованы, жестоко избиты и брошены в темницу под строгий надзор тюремщика. В качестве особой меры предосторожности их ноги были забиты в колодки.

Тут начинается вторая история об освобождении. Она весьма типична для Священного Писания. Безнадежное положение в непроглядной ночи — и здесь же все преобразующая сила молитвы и хвалы Богу, обращающая тьму несвободы в свет свободы. Разве не напоминает это молитву Ионы во чреве китовом или трех юношей в пещи огненной из книги пророка Даниила? Внезапное землетрясение, распахнувшиеся двери темницы, спавшие с узников цепи — так Бог приносит освобождение в самых отчаянных ситуациях.

Третья история освобождения повествует о темничном стражнике, состоявшем на гражданской службе у римской администрации. Когда он увидел двери тюрьмы открытыми, то страшно испугался, ибо подумал, что заключенные убежали и ему придется ответить за них своей головой. В шоковом состоянии он готов был покончить с собой, но... Павел предотвратил этот роковой шаг. «Не делай этого, — крикнул он тюремщику, — мы все здесь!» Казалось бы, в обычной мирской ситуации освобождение узников должно было привести стражника в безвыходное положение, сделать его самого узником, а то и погубить его жизнь. Но учительный и духовный смысл нашего рассказа в том, что свобода во Христе одних не может вести к несвободе других. Более того, она открывает путь к свободе для многих: в данном случае — для тюремщика и его близких.

В одном из своих посланий апостол Павел писал, что свободу Господь дает Своим последователям не для угождения плоти, то есть не для эгоистического пользования ею. Более того, христианин призван к свободному и ответственному самоограничению ради блага и свободы других, «чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9, 22). Мы не знаем подробностей жизни и общего психологического состояния тюремного стражника. Ясно одно: он испытывал глубокую моральную неудовлетворенность и нуждался в нравственном исцелении. Иначе он, потрясенный душевным благородством и поразительным проявлением свободной воли Павла и Силы, не воскликнул бы от всего сердца: «Господа мои, что я должен сделать, чтобы обрести спасение?» На этот вопль души миссионеры ему ответили: «Веруй в Господа Иисуса, и тогда будешь спасен и ты, и дом твой». После этого тюремщик в порыве благодарности вывел их из темницы, омыл им раны и вместе со всем своим домом крестился. Св. Иоанн Златоуст говорит об этом как о взаимном омовении: «Он омыл их, и сам омылся; омыл их от ран, а сам омылся от грехов; напитал их, и сам напитался». «Напитал их», пригласив проповедников в свой дом и устроив для них угощение. «Сам напитался» словом Евангелия, которое привело его к покаянию, очищению и к великой радости веры и свободы во Христе.

В этой третьей истории освобождения мы видим важный принцип христианского благовестия. Обращение тюремного стражника произошло не столько под воздействием словесной проповеди, сколько под воздействием проповеди, выраженной в прекрасном поступке. Апостол Павел неоднократно говорит о важности боговдохновенного дела, действия: «Наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе» (1 Фесс. 1, 5). Так и Господь Иисус Христос завещал: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мф. 5, 17).

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
Иллюстрация: Олеся Гонсеровская