В то время Иосиф из Аримафеи, уважаемый член совета, который и сам был из числа чающих Царства Божия, отважился пройти к Пилату и попросил тело Иисуса. Пилат выразил удивление, вправду ли Иисус уже мертв, и, вызвав центуриона, спросил, давно ли Он умер? Выслушав ответ центуриона, он дозволил Иосифу забрать мертвое тело; и тот, купив саван, снял Его <с креста>, завернул в саван и положил Его в гробнице, которая была высечена в скале, и привалил ко входу в гробницу камень. И видели Мария Магдалина и Мария, мать Иосии, где погребли Его. Когда же миновала суббота, Мария Магдалина, Мария, мать Иакова, и Саломия купили благовоний, чтобы пойти умастить Его. И рано поутру, в первый день недели, подходят они к гробнице; а солнце взошло. И переговаривались они между собой: «Кто же отвалит нам камень от входа в гробницу?» И, подняв глаза, видят они, что камень отвален; а был он очень велик. И когда вошли они в гробницу, то увидели, что с правой стороны сидит юноша, облаченный в белую одежду; и они ужаснулись. Но он говорит им: «Не ужасайтесь! Вы ищете Иисуса Назарянина, распятого; Он восстал, Его нет здесь. Вот место, где был Он положен. А вы идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он ожидает вас в Галилее. Там увидите вы Его, как Он сказал вам». И они, выйдя наружу, побежали прочь от гробницы, потому что были вне себя от трепета; и не сказали они никому ничего, так им было страшно.
Мк. 15, 43 — 16, 8
Перевод Сергея Аверинцева
В 3-ю Неделю по Пасхе Святая Церковь чествует святых жен-мироносиц и праведных Иосифа Аримафейского и Никодима — тайных учеников Христовых.Что мы вспоминаем в этот день? Кто эти люди, о которых лишь вскользь повествуется в Евангелии, в то время как в развернутом виде Предание предлагает только житие Марии Магдалины? Что стало с ними после Воскресения? Вряд ли их судьбы сложились более благополучно, чем у апостолов. Их выбор был не в пользу благополучия. Никодим и Иосиф, будучи тайными учениками, приходившими ко Христу лишь во тьме ночи, вышли из ее тени в тот момент, когда, по мирскому пониманию, произошел крах, и больше ждать было нечего, а надо было, наоборот, скрыться. Их вообще никто раньше не видел с Иисусом. Но эти два пожилых человека и женщины, которые не стояли во время Его проповеди так близко ко Христу, как апостолы, в то время, когда ученики не сумели быть рядом, а Петр отрекся от Учителя, заняли их место и пошли за Ним по Крестному Пути от темницы до Голгофы, разделяя с Господом те презрение и ненависть, которые обрушивала на Него чернь. Не вера во что-то грядущее двигала ими на этом пути, они не ждали уже ничего. Не так давно мать Иакова и Иоанна просила за своих сыновей, чтобы им сесть рядом со Христом в Его Царстве (Мф. 20,
20-21). Теперь та надежда рассеялась. Теперь этих женщин вела по страшному пути только бескорыстная Любовь к Страдающему Учителю. Он возлюбил их. Он делил с ними хлеб. Он принял их покаяние. Он простил им их грехи. Он многих из них, отверженных людьми, приблизил к Себе, как родных. Он любил их.
Но что было бы, если скрылись бы и они, если бы не хватило и у них любви и благодарности к Тому, Кто возвел их из греховного небытия? Что было бы, если бы ко гробу Христа никто не пришел и не увидел, что Он воскрес? Мало того, что Он пришел к своим, а свои не признали Его. Мало того, что проповедь Его не принята народом. Но вот Его воскресение, о Котором Он говорил, совершилось, а самые близкие не ждут Его. Ученикам еще предстоит пережить cошествие Духа-Утешителя. Но чтобы оно свершилось, мироносицам предстояло собрать и вдохновить учеников вновь.
Апостолы из запуганных станут бесстрашными проповедниками. Им предстоит разрушить идолопоклонство. Но это осуществится только благодаря тому, что мироносицы и тайные ученики разрушили в себе идолов благополучия. Они приняли Царство, которое не от мира сего. В свой час им надлежало выйти из тени, чтобы, следуя их верности, обрести самообладание и вновь выйти на проповедь апостолы, избранные Христом.
Еще до Пятидесятницы, ставшей Днем рождения Церкви, сформировалась ее сердцевина и будущее ядро. И таковой станет навсегда ее природа. Тело Церкви будет не раз терзаемо, оно будет стругаться, как тела мучеников. Но никогда эти испытания не разрушат сердцевины, сложившейся из почти безымянных и безвестных верующих. Враг будет метить в голову. Лишать Церковь епископов и священников. Будет стараться уничтожить ее иерархию. Но разрушить так и не сможет.
На протяжении истории в тяжелые времена такие же мироносицы и тайные ученики вновь и вновь восходили за Христом на Голгофу и тем самым делали бесплодными усилия врага. Они не оставляли потомкам богословских, проповеднических и гимнографических трудов, но сохранили Церковь.
Прикасаясь к памяти исповедников и мучеников, описанных в древних агиографических памятниках, мы видим, как символический язык открывает нам духовно-благодатную сторону их подвига, но не всегда дает полное представление об ужасе и скорби, которые испытывали их тела и души. В житиях мы читаем, что отсеченные конечности прирастали вновь, раны источали молоко, а огонь не вредил их телам.
XX век показал всю трагичность противостояния добра и зла. Миру снова были явлены новые мироносицы и тайные ученики. Монахини, дворянки и простые деревенские женщины отвергли все посулы и презрели все угрозы врага. Профессора, ученые, школьные учителя, инженеры, о которых еще вчера можно было бы сказать, что они равнодушны к вопросам веры, вдруг обретали ее в жестоких испытаниях.
Многие из этих светлых образов, ранее неизвестных, теперь открываются, еще больше, наверное, так и останутся скрытыми для нас. Сырые застенки, пытки и надругательство осатаневших, потерявших образ Божий нелюдей легли тяжелым крестом не только на епископов и священников, но и на хрупкие женские и даже детские плечи новых мироносиц, которым предстояло пойти вслед за своими пастырями и поддержать и укрепить их в исповедничестве.
Вот только один светлый пример, чудом дошедший до нас благодаря А.И. Солженицыну (Архипелаг ГУЛАГ. Том 2. Часть 3. Глава 17).
Зоя Лещева — маленькая мироносица
40-х годов XX века. Ее отца, мать, дедушку с бабушкой и старших братьев-подростков — всех за веру в Бога рассеяли по дальним лагерям. А Зое было всего десять лет и потому отправили ее в детский дом Ивановской области. Там она объявила, что никогда не снимет с шеи креста, который мать надела ей при расставании. И завязала ниточку узлом потуже, чтобы не сняли во время сна. Борьба шла долго. Зоя говорила: «Вы можете меня задушить, с мертвой снимете!» Тогда, как не поддающуюся воспитанию, ее отослали в детдом для дефективных! Здесь содержались подонки, малолетние преступники. А борьба за крест продолжалась. И Зоя устояла: она и здесь не научилась ни воровать, ни сквернословить. Малолетних уголовников она обратила в свою веру. Они разрушили идол вождя во дворе детдома. Детям угрожали расстрелом. Но Зоя взяла всю «вину» на себя. Её, тогда уже четырнадцатилетнюю, приговорили к расстрелу, но заменили его лагерным сроком. Это было только началом крестного пути. До восемнадцати лет она была в обычных лагерях, после — в Особых. За прямоту ее веры был у нее и второй лагерный срок, и, кажется, третий. Освободились уже и родители Зои, и братья, а она всё сидела.
В последнее время день жен-мироносиц стали считать как бы православным женским днем. Хороша ли эта традиция? Пусть каждый сам решает. В Церкви, как мы помним из Посланий апостола Павла, нет разделения по социальному положению, национальности или полу (Гал. 3, 28), (Кол. 3, 11). С таким же успехом, кроме дня православной женщины, если постараться, можно, подмяв под свои желания традицию, придумать день православного врача, православного учителя, а дальше — православного летчика или православного водопроводчика.
Мы должны осознать, что имя «мироносицы» созвучно имени мученицы или хотя бы исповедницы. Часто безвестной. Мироносица находится в тени. Она не присваивает Христа себе и не встает у людей на пути к Нему, заслоняя Его собой. Всякий ли дерзнет себя сравнить с мучеником? Многие ли смогут узнать в себе их мужество, смирение и бескорыстие? Этот праздник — не повод ждать поздравлений. Он, как всякое церковное торжество, предлагает нам погрузиться в самих себя. Даже день Ангела ставит нас перед лицом святого, имя которого мы носим. Этот день задает нам вопрос: достойны ли мы одного с ним имени, освященного его подвигом? День мироносиц — это тоже день самоуглубления, покаяния и молитвы о даровании нам их мужества, верности и любви.
Протоиерей Александр Рябков
Иллюстрации: Олеся Гонсеровская