Сколько поломано копий — и в светской, и в церковной среде — о вопросах равноправия мужчин и женщин. Кто важнее, кто главнее, кто кому должен подчиняться? Надо ли сегодня спорить на эту тему или наступил момент подумать, чем мы можем помочь друг другу? О вечных «мужских» и «женских» вопросах шла речь на круглом столе «Воды живой» в Православном просветительском центре при храме Феодоровской иконы Божией Матери.
Хозяин парадного мундира
Марина Михайлова,
кандидат философских наук, преподаватель истории религии и истории литературы, катехизатор церкви святого Иоанна Предтечи (Чесменской):
Христианская антропология — это прежде всего учение о человеке в целом. Господь не дает отдельных заповедей для мужчин и женщин. Но если мы ставим вопрос о месте женщины в Церкви, то вначале мы должны задуматься о месте мужчины в Церкви и о проблеме личности в Церкви вообще. Каким образом те различия, которые заложил Господь в человеческой природе, могут проявляться в христианской жизни?
Современный мир находится в глубоком кризисе мужественности, который влечет за собой кризис женственности. Для слабости мужчин можно найти многие исторические причины: мировые войны и прочие катаклизмы, которые прервали как духовную, так и семейную традиции. Мужчина — тот, кто способен вырастить детей и поддерживать семью. Современная женщина взяла на себя все, что можно, и еще обижается, что ей не дают того, что нельзя. Пришло время задуматься, что мы можем сделать друг для друга — мужчина для женщины и женщина для мужчины. Гендерная постановка вопроса тут непродуктивна. Да, когда человек достигает личностного расцвета, то в нем мужское или женское проявляются в полноте и красоте. Но для этого надо быть человеком, который обновлен во Христе.
Анна Рымарева,
кандидат экономических наук, генеральный директор объединения «Преображен-ское платье»:
На пути к целостной личности во Христе Церковь ставит перед женщиной (как и перед мужчиной) в ряду прочих задачу по преодолению в себе половой идентификации. Проблемы, возникающие в процессе решения этой задачи, происходят из-за того, что в Церковь начинают привноситься социальные нормы и национальные традиции, связанные с разделением по половому признаку. В тех общинах, где воспринимают обычаи внешнего мира, выстраивается жесткая иерархия между полами, где женщинам отводится ограниченная роль, связанная преимущественно с бытовым обслуживанием. Но такие разделения принадлежат «миру сему», а не Церкви, в которой Христос раз и навсегда упразднил разделения на иудеев и эллинов, рабов и свободных, мужчин и женщин. Поэтому в тех общинах, где создается по-настоящему христианский внутренний микроклимат, женщины (как и мужчины) вполне могут реализовать себя и в храме, и вне него. Для того чтобы настроить в правильном ключе положение женщины в Церкви, требуются катехизация, внутренняя миссия, которые сформируют широкое христианское мировоззрение. Ведь именно недостаток верной информации люди восполняют мифами и стереотипами, которые приносят в Церковь из внешней среды.
Протоиерей Евгений Горячев,
настоятель храма святителя Николая в Шлиссельбурге:
Место женщины в Церкви — это вопрос, который, как социальный и одновременно философский, стал активно подниматься в российском обществе еще в XIX веке. О чем только не говорили и не писали тогда! Правда, непреходящее достоинство и адекватное место женщины в этом мире обсуждали в то время, в основном, с точки зрения ее светской социальной реализации. Но сегодня мы собрались, чтобы обсудить иную, собственно религиозную специфику женственности и женского начала. Может ли женщина реализовывать себя в Церкви и общественной жизни не только как хранительница семейного очага и мать? К сожалению, секулярный мир решил эту проблему путем женской эмансипации и феминизма: равные права, равные обязанности. Но так ли это? Если говорить о физиологии, то неравенство очевидно.
Функциональные, Богом установленные различия также налицо: женщина может стать матерью, а мужчина на эту функцию не претендует и т.д. Но остается общечеловеческое, то, что идет «сверх» половых различий. Это категория служения — одно из центральных понятий в христианстве. Да, священниками становятся немногие, но, как сказал апостол, весь народ Божий есть «род избранный, царственное священство...», люди, призванные к восприятию жизни как священнодействия, независимо от пола и церковного статуса.
В современном мире женщина может примерять на себя «мундир» любой, в том числе и чисто мужской деятельности, только потому, что естественный и законный претендент на этот «мундир» попросту отсутствует. Припоминаю одного священника, которому предложили выступить перед женщинами-депутатами в Кремлевском зале. Он рассказывал, что когда поднялся на трибуну и окинул взором огромный зал, то понял: «Передо мной амазонки! Сейчас съедят». Поэтому он начал свое выступление с таких слов: «Представьте, что вам, таким успешным и состоятельным, наконец встретился настоящий рыцарь — человек, на которого вы можете опереться, кто умнее и нравственнее вас, кто может к вашей женской силе добавить свою, большую, и повести вас за собой. Неужели ради того, чтобы быть с ним, вы не отказались бы от всего того, на что вы сделали свою нынешнюю ставку?» В зале прошел гул согласного одобрения... Настоящих мужчин мало, женщинам приходится тянуть двойную ношу, и, увы, они все чаще перестают напоминать женщину.
Петр Бабурин,
студент СПбГУТ им. Бонч-Бруевича:
Мужественность передается от мужчины к мужчине. Но отцов вообще и хороших отцов, в частности, сегодня, к сожалению, мало. А женщина может вдохновлять и уважать мужчину, поскольку уважение — одна из первичных его потребностей.
Домашнее миссионерство
Иерей Димитрий Симонов,
клирик храма Богоявления Господня на Гутуевском острове:
Книга по домоводству XVI века «Домострой» сильно сбила ориентиры в семейных ценностях даже у современного православного человека. Хотя она чисто теоретическая и не отражает реальности того времени. На самом деле сегодня проблемы в семьях часто начинаются тогда, когда женщина, видя, что мужчина не делает того, что должен, берется делать это вместо него. Мужчина быстро к этому привыкает.
Анна Рымарева:
В нашей семье нет строго установленного разделения домашних обязанностей: в любой момент мы должны уметь заменить друг друга когда один из нас отсутствует, ведь мы живем за городом в деревенских условиях. Поэтому я полагаю, что не всегда есть необходимость разделять труд на мужской или женский. Такого разделения, например, не существует в монастырях: в мужских обителях иноки готовят и моют, в женских — могут напилить дров. Надо уметь делать все, но в социальном плане специализироваться. При этом важно поддерживать друг друга, ведь в полной мере женщина может состояться, только если за ней стоит мужчина. И наоборот.
Ольга Лукоянова,
руководитель православного общества многодетных родителей «Светлица»:
Женщина может реализоваться на кухне и в детях. Но это реализация не в приготовлении пищи, а в любви, в заботе о своей семье. А в Церкви, на мой взгляд, самая главная роль женщины в наше время — миссионерская. Поддержка мужа, миссионерство перед своими детьми, перед окружающими — в школе, в детском саду. Люди задают вопросы, а мы стараемся на них ответить. Важно, чтобы христианка не противопоставляла себя миру, а жила в нем, являя ему свою внутреннюю красоту.
Другая возможность реализоваться женщине в Церкви — это помощь многодетным семьям. Тут поле деятельности обширное. Главное — смотреть с любовью вокруг и находить нужды других людей, пытаться им помочь.
Марина Михайлова:
Сегодня мы перестаем замечать то, что когда-то для людей было источником радости и вдохновения. Труд считается низшим профессиональным звеном, но труд как мужской, так и женский, — это красиво. Мы отдалились от простых вещей, мы уже не видим эстетику женского домашнего труда, мужской физической работы. Если с любовью к Богу и к человеку делать то, что нам доверено, то и земля, и Церковь будут процветать.
У каждого из нас есть своя сфера ответственности. За детей перед Богом отвечает не только мать, но и отец. Для этого не жаль поменять и место работы, если она забирает все силы, ведь наши дети — это то, что дано именно нам. Когда мы семью делаем женским делом, то сильно портим своих мужчин.
Протоиерей Евгений Горячев:
Христианская женщина, стремящаяся во что бы то ни стало быть кем-то еще, помимо матери и хозяйки, должна честно себя спросить: «Я это делаю потому, что как „хранительница домашнего очага“ уже все успела? Потому что в моем доме все в порядке? Или потому, что мне невыносимо думать о стирке, бесконечном приготовлении пищи, и я должна как-то „переключиться“, еще где-то о себе заявить?» Если «да», то это отказ от христианского женского служения, от домашнего священнодействия. Если же «нет», то на здоровье... К сожалению, спрашивать свою совесть всегда болезненно, и женщина может сбежать от «рутины дома» даже в церковь, кстати, под тем же предлогом служения, но это все равно лукавство. Воспитание своих домочадцев в благочестии — вот главная задача настоящей христианки. «Счастлива жена, которая смотрит на своих детей, как на лучшее свое украшение», — говорил святой Иоанн Златоуст.
Семья — это малая Церковь, а Церковь в свою очередь — большая семья. И если у нас не все ладится в малой, как мы можем сделать что-то стоящее в большой? Создание этой малой Церкви, на мой взгляд, — и есть самая важная, непреходящая задача женщины. После всего того, что произошло с нами в советские времена, мы плохо себе представляем, что такое большая церковная семья. Но мы хорошо знаем, что такое семейная жизнь. В нормальной семье есть место и иерархии, и послушанию. Но каждый независимо от своего возраста и пола понимает, что его любят и, значит, готовы выслушать и учесть его мнение.
Семейственность в высоком понимании этого слова мы должны привносить и в Церковь.
Подготовила Ольга Сергеева