«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 3, 2010 год

СЛОВО ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Месяц март в этом году выдался целиком великопостным. Венцом его станет Вербное воскресенье — праздник Входа Господня в Иерусалим. Успеют ли опушиться почки на вербе, чтобы составить привычно необходимый антураж праздника? Как тут не задуматься над ограниченностью и даже некоторой условностью всей той материальной, природной символики, в которой живут наши праздники и богослужения! А ведь, скажем, где-то в Австралии или Южной Африке Пасха — вообще осенью и, соответственно, именование Великого поста «весной обновления» явно имеет переносный, духовный смысл. Так проступает во всей резкости контраст между этой внешней, преходящей и, как правило, сугубо локальной символикой и непреходящим, универсальным и единственно важным смыслом всего того, о чем возвещает Церковь, — где бы и когда бы то ни было!

Великий пост — удивительный период, в котором, как ни в какое другое богослужебное время, органично сочетаются субъективное и объективное, изменчивое и неизменное, внешнее и внутреннее. Глубокие человеческие эмоции, неповторимая эстетика служб, воздействующая на чувства, напряженность ожидания вожделенной цели — все это по-человечески очень субъективно. А внешне бывает настолько же различно, насколько непохожи Пасха в России и Пасха в Иерусалиме или хотя бы Пасха в России 4 апреля и Пасха в России же 8 мая. Но на фоне этой субъективной разницы тем явственнее осознается объективная — универсальная правда новой жизни, явленная как неумолимая, непобедимая данность, — жизнь во Христе, Который «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8).

Об этом стоит памятовать всегда, а особенно приступая к таким волнующим, «субъективным» темам, как «женщина в Церкви», которой посвящается ряд материалов в нынешнем номере «Воды живой».

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир