«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 12, 2010 год

Светозарная фигура отца Михаила



Из полковников в священники

Газета «Русское слово» 21 сентября 1907 года с изумлением сообщила, что «на должность настоятеля Сергиевской церкви при Рафоловском приюте братства во имя Царицы Небесной назначен избранный советом братства отставной полковник по адмиралтейству Михаил Кириллович Прудников». Корреспондента удивило, что священник был «рукоположен без предварительного вступления в брак», что, по его мнению, случилось едва ли не впервые в истории Православной Церкви. Известие безымянного газетчика и вправду удивительно. Но мы дивимся вовсе не безбрачию вступающего в клир: это дозволялось не только древними канонами, но и законами Российской Империи. Удивляет социальное происхождение новопосвященного иерея. Конечно, и в наше время это возможно, вспомним недавнее рукоположение бывшего министра здравоохранения Юрия Шевченко. Но это именно сенсация. А теперь взглянем на биографии священников-новомучеников, как много среди них бывших военных. Полковник Замбржицкий, закончивший свою жизнь иеромонахом Троице-Сергиевой Лавры; подпоручик Правдолюбов, который, став священником, был дважды арестован и в 1941 году расстрелян НКВД... В этом нет ничего странного: русское офицерство было сословием элитарным в интеллектуальном и нравственном смысле. Кроме того, оно не было так изувечено государственной идеологией, как советская армия, в которой существовали должности комиссара и замполита.


От Босфора...

Михаил Кириллович был потомственным моряком. Расцвет его карьеры пришелся на редкий в истории России мирный период — правление Александра III.Впрочем, в самом начале службы будущий священник принял участие в Русско-турецкой войне 1877–1878 годов. Основным театром военных действий были Балканы и Закавказье, где русская армия одержала победы. На море же господствовала Порта. Основную силу русского черноморского флота составляли «пароходы активной обороны» (суда РОПИТа — Российского общества пароходства и торговли), вооруженные пушками и мортирами. Но и они доставляли туркам немалые неприятности. Михаил Кириллович в звании лейтенанта служил на пароходе «Россия» под командованием знаменитого капитана 2-го ранга Н.В.Баранова. 11 декабря 1877 года «Россия» вышла в свой первый боевой поход из Одессы, а 13 декабря взяла в плен турецкий пароход «Мерсина», перевозивший 800 солдат, и привела его в Севастополь.

В остальном морская судьба Михаила Кирилловича малопримечательна: служба на коммерческих судах, участие в создании Добровольного флота (общество, занимавшееся закупкой и строительством пассажирских и грузовых судов за счет добровольных пожертвований), должность в Адмиралтейств-совете, ордена, полковничий чин, наконец, почетная отставка «с мундиром и пенсией».


...до Кронштадта

Как совершился духовный переворот в душе молодого офицера? Мы знаем о чрезвычайном благочестии семьи Прудниковых. Например, сестра протоиерея была монахиней, предсказавшей дату своей смерти. Да и Михаил Кириллович никогда не забывал о христианском подвиге. Несмотря на свое слабое здоровье, неоднократно совершал пешее паломничество к чудотворной иконе Божией матери в Царское Село...


Авторы воспоминаний пытаются найти событие, из которого, как из зернышка, выросло древо святости, когда сквозь военный мундир начала просвечивать священническая епитрахиль. Духовная дочь отца Михаила Мария Васильевна Баранова рассказывала, что, будучи лейтенантом, он заболел острой пневмонией и не имел никаких шансов на выздоровление. Но однажды он увидел сон и, скрывая его содержание от родных, заявил, что намерен по выздоровлении пойти пешком к мощам преподобного Сергия Радонежского. Так он через несколько дней и поступил. Этот же эпизод совершенно иначе пересказывает монахиня Вероника (Котляревская). Вместо пневмонии появляется туберкулез легких, упоминание о паломничестве исчезает. Зато подробно описывается сон, который Михаил Кириллович «скрыл от родных». Больному явился монах, в котором он узнал преподобного Сергия Радонежского. Святой протянул ему просфору и сказал: «Съешь, будешь здоров и служи Господу». Через несколько дней Михаил Кириллович выздоровел.

Событие это произошло задолго до того, как отставной полковник принял священство. Рукоположению же предшествовало другое чудо. 19 октября 1906 года полковник Прудников пришел на квартиру к отцу Иоанну Кронштадтскому, у которого в тот день были именины. Народ, встречающий отца Иоанна из храма, толпился в прихожей квартиры. В толкотне и давке у полковника упал с груди орден, и он бросился его поднимать. Подошедший отец Иоанн остановил Михаила Кирилловича со словами: «Не трудись, они тебе скоро не понадобятся», указывая тем самым на церковное будущее офицера.

Позже отец Михаил будет одним из самых любимых и верных духовных чад святого Иоанна. Он встанет на сторону кронштадтского праведника в его споре с митрополитом Петербургским Антонием (Вадковским), будет одним из организаторов «Общества защиты отца Иоанна от всякого рода нападок». Проект устава по понятным причинам митрополит не утвердил, но из этого проекта выросло позже благотворительное «Общество в память отца Иоанна Кронштадтского».


Преображение прошлого

Летом-осенью 1907 года Михаил Кириллович стал псаломщиком, затем дьяконом, а потом и священником Райволовской Сергиевской церкви (при приюте братства Царицы Небесной). В 1911 году он уже был протоиереем. На этом его восхождение по административной лестнице закончилось, но духовный авторитет и влияние на церковную политику стремительно росли. Отец Михаил прославился духовной мудростью, силой молитвы и прозорливостью. Он вымаливал тяжело больных, предсказал поражение Белой армии и избрание Патриархом Алексия (Симанского). К его совету прислушивались митрополиты Николай (Ярушевич) и Серафим (Чичагов).


Многое в характере отца Михаила было преображенным наследием армейской жизни. По одному из дошедших описаний его внешности он имел «строгое лицо, обрамленное седыми волосами и бородой, суровые, горящие глаза» (монахиня Вероника). А вот о стиле духовного руководства: «Отец Михаил очень строго требовал полного себе послушания. Если что благословит — нельзя было ослушаться ни на йоту, он этого не прощал» (она же). Еще одна «армейская» черта его пастырского богословия — особенное отношение к совместному паломничеству, как к духовному марш-броску, во время которого на каждом шагу требуется преодоление эгоизма и внимание к ближнему.

Возможно, армейская привычка к дисциплине, к безусловному выполнению приказа и понимание, что любая социальная структура существует за счет иерархических связей, не позволяли отцу Михаилу сочувствовать оппозиционным движениям. Он поддержал так называемую «Петергофскую автокефалию» под управлением митрополита Николая (Ярушевича), боровшегося с обновленцами. Позже содействовал тому, что на управление Петроградской кафедрой был поставлен митрополит Мануил (Лемешевский), сыгравший решающую роль в уврачевании раскола. Отец Михаил встал на сторону митрополита Сергия (Страгородского). Когда после печально известной Декларации 1927 года в Ленинграде возникло антисергианское движение, он резко обличал его вождей, включая близкого ему епископа Гдовского Димитрия (Любимова), и призывал колеблющихся не прерывать общения с заместителем местоблюстителя.

И все же главным служением отца Михаила была молитва. Об этом служении почти невозможно писать, если только оно не обнаруживается чудесными исцелениями и пророчествами. Но результат молитвенного делания — это не внешние события, не удивительные факты, а преображение человека, превращение его в светильник, который «светит всем в доме» (Мф. 5, 15). Такой светильник увидела в 1919 году в храме Спаса-на-водах музыкант Мария Юдина и позже, вспоминая об этом, сказала: «Я сподобилась лицезреть светозарную фигуру отца Михаила Прудникова». Таким был отец Михаил — бывший полковник, прекрасный пастырь, прозорливый старец.

Тимур Щукин
редакция благодарит Наталью Букштынович за помощь в подготовке информации