«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 8, 2009 год

РАДОСТИ СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ. Церковь во имя Казанской иконы Божией Матери в Сусанино

Сусанино — небольшой поселок в Гатчинском районе, недалеко от Вырицы. Место совсем не фешенебельное, без новомодных коттеджей. Проблемы обычны для сельской местности: безработица, пьянство. Но Сусанино — один из немногих пригородов, хорошо известных православным паломникам: здесь церковная жизнь не прекращалась в годы советской власти, и здесь покоится блаженная Любушка, к которой приезжают паломники даже из других городов.

«Бури прошли, расточились врази…»

Свое название дачный поселок получил в честь 300-летия царствования Дома Романовых: в год празднования местные жители обратились к властям с просьбой переименовать железнодорожную станцию и поселок в честь Ивана Сусанина, 300-летие подвига которого отмечалось одновременно с юбилеем Царствующего Дома. Поселку, в отличие от большинства населенных пунктов в Ленобласти, повезло: Казанский храм действует и почти никогда не закрывался. А построен он был еще тогда, когда Сусанино называлось Малая Ковшовка, по проекту петербургского архитектора Бориса Басина. Правда, в 1939 году церковь была закрыта, а купол и колокольню разобрали на кирпичи. Возможно, и весь храм постигла бы такая же участь, но началась война. По свидетельству местных жителей (а в поселке еще живы те, кто это помнит), когда пришли немцы, храм открыли, и — удивительное дело — немецкие солдаты молились здесь вместе с местными жителями. Но вскоре на смену обычным армейским частям пришли эсэсовцы, и храм был вновь закрыт. И вновь ненадолго: после войны церковная жизнь возродилась.

Большинство икон и утварь не сгинули в годы гонений и войны: прихожане разобрали церковное имущество по домам и спрятали. Поэтому и сейчас образа в храме в основном старинные, дореволюционного письма: и главная храмовая икона Казанской Божией Матери, и икона мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, и довольно редкий образ Спаса Недреманное Око работы палехских иконописцев. В храме сохранился мраморный напольный киот, сделанный по заказу строительницы храма Александры Семеновой с иконами небесных покровителей членов ее семьи; всех их, выполняя завещание Александры Герасимовны, поминают на каждой службе. Иконы храма ценны не только как исторические памятники — перед ними молилась блаженная странница Любушка Сусанинская.

Приют странницы

Блаженная Любушка, как и ее духовник преподобный Серафим Вырицкий, несла подвиг столпничества: она молилась днем и ночью, не позволяя себе не только прилечь, но даже присесть. Господь сподобил ее дара прозорливости. В Сусанине рядом с Казанским храмом есть «домик Любушки» — он строился для нее, но она никогда там не жила. Сейчас в нем трапезная и крошечная гостиница для паломников. Каждый год 30 сентября, на день Ангела блаженной Любушки, в Сусанино обязательно приезжают паломники из Петербурга и других городов. И хотя блаженная странница пока не прославлена в лике святых, здесь ей молятся: «Блаженная мати Любовь, моли Бога о нас».

Сельская жизнь — почти монастырская…

Протоиерей Василий Бутыло был настоятелем храма во имя Казанской иконы Божией Матери почти двадцать лет. Это — священник, который отпевал Анну Ахматову, был дружен с ее сыном Львом Гумилевым. «Отец Василий — на редкость интеллигентный, высокообразованный человек, — рассказывает служивший с ним алтарник Антон Иванов. — При этом он легко находил общий язык с деревенскими бабушками. Батюшка произносил на редкость прочувствованные проповеди, нередко даже плакал, и все прихожане плакали — я такого больше нигде не встречал. Хотя в обычной жизни он очень жизнерадостный, деятельный человек: в 80-летнем возрасте колол дрова, и у него было необычное увлечение — любил шить, шил митры, камилавки, подрясники… Я до сих пор сшитый им подрясник ношу»

В 2002 году протоиерей Василий Бутыло попросился на покой. С этого времени приходом руководит протоиерей Виталий Капистка.«Поначалу мне было нелегко, — вспоминает отец Виталий. — Очень поддержали „мои“ прихожане из Петропавловского собора в Петергофе, где я служил до этого. Долгое время они ездили сюда из Петергофа. А сейчас, смотрю, петергофские бывают гораздо реже, а народу в храме не убавилось — местные стали больше ходить». Воцерковленных людей среди жителей поселка не так много, человек двадцать-тридцать. Немало тех, кто передает записки через соседей, а сами в храм не ходят. Большинство жителей поселка в церковь ходить и не собираются. А самая главная проблема прихода — мало в поселке молодых. «Венчание — раз в год, крещение — раз в месяц», — говорит отец Виталий.

Вокруг храма довольно большая территория. Трава аккуратно подстрижена, разбиты цветочные клумбы — сказывается «петергофское» прошлое отца Виталия. Есть детская площадка, куда приходят играть дети из поселка, калитка не запирается почти никогда. «А бабушки приводят внуков на службы?» — спрашиваю. «Очень редко, к сожалению. Они бы и рады, но многим родители не разрешают». Зато собственные дети отца Виталия помогают в храме: звонят в колокол, трое сыновей прислуживают в алтаре, дочь поет в хоре. Со своей матушкой Акилиной отец Виталий познакомился в Ленинграде, когда учился в семинарии, хотя они оба из одного закрытого города, Красноярска-45. Матушка окончила регентский класс и, конечно, регентует в Казанском храме.

«Один из плюсов сельской жизни — большую часть времени я провожу с семьей. Раньше, когда служил в большом соборе, жену и детей практически не видел, — признается отец Виталий. — Жизнь сельского прихода мне напоминает монастырскую: прихожане расходятся по своим домам, как монахи на послушания, а потом все вместе собираются на службу. Все наши прихожане друг друга хорошо знают, — а в больших городских храмах люди частенько знают друг друга только в лицо, не по имени, а иногда и вовсе не знакомы. Зато и священник в селе всегда на виду: в городе вышел из храма в мирской одежде — и нет тебя, а здесь никакая одежда не поможет, потому что все тебя знают. Это дополнительная ответственность».

Конечно, в отдаленном приходе настоятель чувствует себя в изоляции. Отец Виталий считает, что это можно преодолеть. «Хорошо бы установить связи между сельскими и городскими общинами, — предлагает он. — Тогда можно было бы организовать у нас лагерь для городских детей, проводить совместные службы с городскими священниками. А то уже много лет служу один, даже отвык, наверное, служить соборно».
Отпуска у отца Виталия не бывает: «Куда я уеду? Второго священника нет, а я служу каждое воскресенье». — «А можете одно воскресенье пропустить и все же съездить куда-нибудь?» — «Никогда об этом не думал, даже представить себе не могу».

Татьяна Кириллина
Фото: Станислав Марченко