«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37)
Вода живаяСанкт-Петербургский
церковный
вестник

Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году.

Вода живая
Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви

Последние новости

Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
Ученость и мудрость — тема одиннадцатого номера журнала «Вода живая»
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
В День памяти жертв политических репрессий в Санкт-Петербурге зачитали списки расстрелянных
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест
На месте прорыва блокады Ленинграда освящен поклонный крест

Главная / Журнал / № 8, 2009 год

«ВОТ МОЯ ДЕРЕВНЯ…» Современный быт сельского прихода

Ленинградская область — огромное географическое пространство, жизнь которого имеет мало общего с жизнью Санкт-Петербурга. В деревне свои радости и свои трудности. В проблемах среднестатистического сельского прихода мы и попробуем разобраться сегодня.

Разница между городом и деревней очевидна. В современных мегаполисах сосредоточено промышленное производство, здесь развиваются образование и сфера услуг, сюда направлены основные финансовые потоки. А что остается деревне? Отсутствие дорог, повальное пьянство, низкий уровень образования, нехватка кадров. Едва достигнув совершеннолетия, молодые люди из сельской местности уезжают в город. Деревни пустеют и разрушаются. Сельский храм, будучи неотъемлемой частью деревни, испытывает на себе все ее проб?лемы.

Пару лет назад мне довелось общаться с воспитанниками одной из провинциальных семинарий. На вопрос, каким видят свое будущее семинаристы, студент-второкурсник сказал, что мечтает стать сельским священником. Я удивился и начал расспрашивать этого семинариста. Оказалось, что он родился и вырос в деревне, в городе чувствует себя неуютно, вот и хочет связать дальнейшую жизнь и служение с селом. Все остальные семинаристы видели свое будущее несколько иначе, ведь для большинства будущих священников слово «деревня» — синоним слова «ссылка». И добровольно ехать в деревню никто не хочет…

У современного деревенского священника множество обязанностей. Во-первых, он совершает богослужения и требы. Причем территория его пастырской деятельности довольно обширна: в большинстве окрестных деревень нет церквей, и за совершением треб все обращаются в ближайший приход. Еще одна священническая обязанность — восстановление храма. Как правило, при полном отсутствии средств и благотворителей. Иными словами, деревенский батюшка должен уметь все, но при этом не требовать ничего, хотя отдаленные от епархиального цент?ра приходы «зарабатывают» очень мало денег.

Есть у сельского служения и другие особенности. Этнографам и историкам хорошо знаком термин «деревенское православие». Так называют причудливую смесь христианства и язычества, которая по сей день распространена в сельской местности. До сих пор, например, на новгородщине есть специально обученные «плакальщицы». Во время отпевания стон стоит такой, что кажется, все сейчас зарыдают. Но в конце выясняется, что плакальщица — наемная, из соседней деревни, и ремесло свое переняла от бабушки…

«Каков поп — таков и приход». Это выражение очень удачно отражает ситуацию на деревенском приходе. Если в крупном городском храме настоятелю могут помогать другие священники, катехизаторы или активные прихожане, то в сельской церкви обычно ситуация — «Сам читаю, сам пою, сам кадило подаю». Местные относятся к приезжему батюшке с недоверием, и задача священника — привлечь, заинтересовать людей. Но для этого он сам должен загореться идеей создания дружного прихода.

Немаловажно, чтобы священник сам жил интересами и трудностями своей паствы. Нередко, получив назначение на сельский приход, батюшка продолжает жить в городе, посещая вверенный ему храм лишь по выходным и праздничным дням. А прихожане воспринимают своего настоятеля как «приезжего» и вряд ли когда-то примут за своего. Ведь городскому человеку мало знакомы проблемы и чаяния деревенских жителей. Однако и священника можно понять: в сельской местности нет привычных удобств, детям негде учиться, ближайшая больница находится в райцентре… Да и денег сельский приход приносит, как говорилось выше, совсем немного. Поэтому служение деревенского пастыря невозможно без самопожертвования.

Деревенские истории

Отец Роман стал священником после окончания музыкального училища и сразу был направлен в деревню. Там священник и его матушка, тоже музыкант по образованию, создали оркестр народных инструментов, который пользуется популярностью не только в родном селе, но и за его пределами. Отец Роман с супругой преподают в музыкальной школе ближайшего райцентра. Директор школы очень рад таким преподавателям и часто повторяет: «Их сюда, наверное, послал Бог»…Отца Владимира назначили на сельский приход в начале лета, когда в деревне было немало дачников. В течение нескольких служб приход собрал довольно солидную сумму, на которую новый настоятель приобрел облачения для храма и еще какие-то нужные в хозяйстве вещи. Узнав об этом, благочинный строго отчитал священника: «Что же ты зимой есть-то будешь? Лучше бы картошки купил, таких денег еще долго не увидишь»! Действительно, если бы не помощь благочинного, в ту первую зиму отец Владимир мог бы и не выжить. Зато сейчас, спустя несколько лет, в своем селе он считается главным специалистом по огородному хозяйству!

Отец Роман стал священником после окончания музыкального училища и сразу был направлен в деревню. Там священник и его матушка, тоже музыкант по образованию, создали оркестр народных инструментов, который пользуется популярностью не только в родном селе, но и за его пределами. Отец Роман с супругой преподают в музыкальной школе ближайшего райцентра. Директор школы очень рад таким преподавателям и часто повторяет: «Их сюда, наверное, послал Бог»…Отца Владимира назначили на сельский приход в начале лета, когда в деревне было немало дачников. В течение нескольких служб приход собрал довольно солидную сумму, на которую новый настоятель приобрел облачения для храма и еще какие-то нужные в хозяйстве вещи. Узнав об этом, благочинный строго отчитал священника: «Что же ты зимой есть-то будешь? Лучше бы картошки купил, таких денег еще долго не увидишь»! Действительно, если бы не помощь благочинного, в ту первую зиму отец Владимир мог бы и не выжить. Зато сейчас, спустя несколько лет, в своем селе он считается главным специалистом по огородному хозяйству!

Отец Николай был назначен настоятелем в деревню, где последний раз видели священника в 1918 году, незадолго до разрушения храма. В деревне уже никто не помнит точно место, где стояла церковь. Решили строить деревянный храм, однако составленный специально по заказу отца Николая проект требовал очень больших вложений. Накануне Рождества священник находился в вагончике, где временно совершались богослужения. В помещение зашел незнакомый человек. Как оказалось, житель столицы, имевший корни в этом селе. Незнакомец подробно расспросил батюшку о нуждах прихода, потом подошел к церковной кружке для пожертвования, поздравил с наступающим праздником и уехал. Как оказалось, в ту кружку нежданный гость положил огромную по сельским меркам сумму, которой вполне хватило на постройку деревянной церкви.

Как быть?

Как известно, сельские приходы существовали в России и до 1917 года. Назначение в такой приход в то время вряд ли могло восприниматься как ссылка, так как до революции грамотно решалась проб?лема финансового обеспечения духовенства. Кроме пожертвований, которые распределялись между клириками храма, приход мог пользоваться доходами от церковной земли: согласно Петровским реформам, каждая церковь имела определенный участок земли, большую часть которой священники сдавали в аренду помещикам или крестьянам, получая ежегодный доход. Кроме того, в 1890-х годах для многих бедных приходов было определено государственное жалование: священнику — 300 рублей, дьякону — 150, псаломщику — 100 рублей. Денежные дотации от государства получали также клирики, преподававшие Закон Божий в сельских школах.

Система начисления заработной платы священнослужителям со стороны государства до сегодняшнего дня сохранилась в некоторых странах. Например, в Словакии священники и даже епископы признанных государством конфессий получают государственное жалование, которое позволяет обес?пе?чить достойный уровень жизни любому священнику независимо от места его служения. В ряде стран государство обеспечивает ремонт и сохранность церковных зданий. В условиях современной России нам вряд ли нужно ждать подобной помощи от властей. Однако в нынешней ситуации приходы (в зависимости от их географичес?кого положения!) явно делятся на бедные и богатые, что отражается и на сохранности храмов в отдаленных районах, и на благосостоянии их клириков, и на состоянии просветительской деятельности, которая требует определенных финансовых вложений. Наверно, разумно было бы ввести распределение финансовых средств между городскими и деревенскими приходами. Допустим, к каждому собору может быть приписан один или несколько сельских храмов: собор вполне мог бы обеспечивать жизнедеятельность своего «филиала» в глубинке. Второй вариант — это зарплата для сельского духовенства. Если бы епархия платила жалование сельским настоятелям, их жизнь стала бы намного легче. Одно очевидно: для сохранения жизни на селе мало самоотверженных усилий деревенских пастырей, а необходима согласованная государственная политика, поддерживающая сельское хозяйство, транспорт и образование вдали от центров современной жизни. Ведь если будут в сельской местности люди — будут и храмы. Хочется верить, что эти проблемы разрешатся прежде, чем наши деревни окончательно опустеют.

Денис Маханько
Иллюстрации: Олеся Гонсеровская